Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



о творении человека

Беспалова Ольга

 21 октября 2013, 23:52 #
Отец Феликс, здравствуйте! У меня вопрос, правда не по Вашему предмету- по Ветхому Завету. Я надеюсь, что Вы поможете мне разобраться. Книга Бытия 2 гл.-21… и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. вопрос — чей плотию, своей? Но Бог есть Дух? дальше — 2гл.-23 И сказал человек: вот эта кость от костей моих и плоть от плоти моей. и т.д. Значит Адам и Ева были тоже, как духи бестелесные? Тогда дальше- 24 оставит человек отца своего и мать свою… но ведь других людей еще не было. О каких родителях говорит Бог? гл.3 -21 И сделал Господь Бог Адаму и жене одежды кожаные и одел их. Я так понимаю, Бог одел их в в тело человеческое. А как же они могли плодиться в Раю, если они были бестелесными. Значит, чтобы людям можно было размножаться, все равно надо было согрешить, чтобы Господь их выгнал из Рая? И почему до падения у Адама и Евы не было детей? Извините за отнятое у Вас время.

 

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его и закрыл то место плотию (Быт 2, 21) Вопрос — чьей плотию, Своей? Но ведь Бог есть дух. 

Прежде всего, хоть Вы об этом и не спрашиваете, очень интересно это слово «ребро».  Слово, что употреблено здесь в оригинале, означает не только ребро как телесную составляющую, но и некий аспект человека,  некую его грань [один толкователь пишет, что именно - его эмоциональную сторону, нашедшую особое выражение именно в женщине).

 …закрыл то место плотию…

Признаюсь, что для меня этот фрагмент загадочен. Я угадываю в нём смыслы, которых пока не понимаю.

Теперь Ваш вопрос. Он может быть разрешён так: во-1х) плотию не Своею, конечно. Но плотью Адама. И, наконец, вообще плотью, это во-2х). Для Творца всякой плоти разве невозможно создать плоть, чтобы восполнить недостающее? 

Но ещё важнее иное, важнее не что именно сделано, но зачем?

Вот что говорил об этом Златоуст:

...и исполни плотию вместо его, - это для того, чтобы Адам, по прекращении сна, не мог знать о случившемся по недостатку (ребра). Ведь если он не узнал о том во время отнятия (ребра), так мог узнать после. Итак, чтобы и самое отнятие ребра не причинило ему боли, и потом недостаток его не возбудил (в нем) скорби, Бог то и другое устроил так: и (ребро) взял безболезненно, и оказавшийся затем недостаток восполнил, и чрез это не дал Адаму узнать, что с ним было. 

Дальше — 2. 23: И сказал человек: вот эта кость от костей моих и плоть от плоти моей и т.д.  Значит Адам и Ева были тоже, как духи бестелесные? 

Ну почему же бестелесные? Читайте внимательно. От Адама взята грань - да, но и кость, плоть, материал. Этот материал вполне материален. 

Дальше 2.24:  оставит человек отца своего и мать свою… но ведь других людей еще не было. О каких родителях говорит Бог? 

 Речь идёт, конечно, о будущем, о потомках, о том, что будущие поколения будут жить по эти законам. Это предсказание. 

Гл.3.21  И сделал Господь Бог Адаму и жене одежды кожаные и одел их.  Я так понимаю, Бог одел их в в тело человеческое. 

И так можно понимать, только суть не в теле вообще, ведь тело было и до грехопадения (подробнее ниже), суть в том, что тело это отныне смертно, ризы эти кожаные потому, что они подвержены болезни, смертности, тлению. Человек теперь облечён в грубую материю, чтобы соответствовать тому мiру, в который он выпал грехопадением. Ты, человек, сам проклял себя, отделился от Бога и творение, которому ты был венец, ты низвергл в проклятие - «проклята земля за тебя», в кромешность Богу. Но и мiр сделался враждебени тебе. И чтобы выжить в этом проклятом мiре, следует быть защищённым от «глада, губительства, труса, потопа…» Затем и даны «ризы». Как зонт или осенняя одежда. Раз уж мы развращены центральным отоплением и столь зависимы от погоды, приходится прибегать к зонту, свитеру и шарфу…

А как же они могли плодиться в Раю, если были бестелесными? 

Почему бестелесными? 2.7: создал Господь Бог человека из праха земного. Тело не было пока заражено грехом и смертью, но это было именно тело. 

А как первые люди могли плодиться в раю, о том тоже рассуждали толкователи. Имеются разные гипотезы.

Я вот думаю, мы теперь в плену привычки и с неизбежностью связываем размножение (да и всякое проявление телесности: даже пищу или жажду) со страстностью, нам трудно, невозможно даже помыслить, как это можно жить бесстрастно. Как "водой можно жажду свою утолить"? А кофе с молоком тогда зачем? а "Крем-сода"? а "Пепси-кола" и прочий "вкус детства"?.. А магазин "Глобус" что зря выстроили?..

Ваш вопрос, думается, тоже где-то отсюда.

Между тем бесстрастная жизнь возможна, это доказали даже в нашем падшем мире достигшие бесстрастия люди. 

И почему до падения у Адама и Евы не было детей?

Неожиданный вопрос. Дам на него столь же неожиданный ответ,  прошу, однако, не понимать его линейно: первые человеки не успели родить детей в Раю, грехопадение и ниспадение в смерть случились раньше. 

Если говорить серьёзнее, то Книга Бытия не летопись, не хроника событий, но икона. Икона говорит ровно то, что говорит. Икона - чистый смысл. Сюжет в иконе служит этому смыслу. Внимание к сюжету в ущерб смыслу разрушает икону, тогда собранный в узел смысл распадается на части, а не разворачивается как ему до́лжно. Сюжет следует искать в хрониках.  

Предмет Книги Бытия - метаистория. Время в ней нелинейно. Метаистория постепенно разворачивается в историю,  но и в последующих исторических книгах Библии отражены узловые точки этой истории,  чтобы не утратить цельности понимания, детали нужно домысливать в контексте именно этих узлов, а не произвольно. Не сами по себе. 

Даже выпускник журфака вынужден оформлять свои тексты композиционно, не смешивать в одну кучу все имеющиеся линии (знаки, факты, происшествия), но выстраивать их так, чтобы был  явлен тот или иной смысл.  Тем более Вечная Книга! 

Итак, говорится: человек получил возможность жить в раю - суть райской жизни не в "комфортно" (=«тепло и сыро»), но в близости Богу и Богообщении, возможности слышать Бога - человек проявил непослушание, неспособность слышать и откликаться и - человек отброшен на соответствующий его запросу уровень бытия… Для этой "сюжетной линии" вопрос деторождения просто неактуален. Он - как многие и многие иные - здесь и не ставится. Вопрос деторождения проявится после, когда речь перейдёт от истории Человека в раю (единство человека - распад этого единства) к истории человечества вне рая, человечества как множества: Адам, Ева, Каин, Авель, каиниты, дочери человеческие… Ной… Сим, Хам, Иафет… и т.д. и т.д.

Есть и ещё вариант рассуждения о творении человека: 1-я глава повествует о творении человека вообще,  в контексте творения мира, 2-я - преимущественно о творении человека, если угодно, в частности. Обе эти линии параллельны и их не следует механически смешивать. 

Впрочем, это уже другая история.


Автор: Администратор
Дата публикации: 25.10.2013

Отклики (482)

  1. mikhail

    31 декабря 2013, 14:09 #
    читал в греческом переводе, что Бог навёл на Адама такой сон, что Адам видел эту операцию, что позволило ему затем сказать — вот кость от кости моей
    облачение в одежды после греха… до греха они были одеты светом первого дня творения, потом осквернились и увидели свой грех, свет отошёл от них, Богу надо было покрыть их
    Одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу… кожаные одежды есть та мембрана, которая стала защищать человека от угроз мира, про которые говорил о.Феликс
    но она такая же тонкая и невидимая, как небесная твердь, отделяющая от нас небеса, хотя и прочная
    а ещё детей у них не было, может быть от юности… они немного там побыли, хорошего не сделали, а вот косяк сразу, но вообщем как мы все))

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.