Хо́диши, и слези́ши, веща́еши же, Спа́се мой, / челове́ческое показу́я Твое́ де́йство, / Боже́ственное же явля́я, воздвиза́еши Ла́заря.

Лазарева суббота



Поминовение усопших на Светлой седмице

Поминать усопших на Светлой можно и должно! Да поминовение в Церкви и не прекращается. Никогда. Разве только формы церковного поминовения несколько меняются в различные периоды года.

Великим Постом поминовение сведено к минимуму. Почему так? Потому что литургия не совершается 5 дней из 7, а именно литургия есть наиболее полное поминовение чад церковных - и усопших, и живых. Преждеосвященная - не в счёт, Преждеосвященная литургия, строго говоря, это Вечерня с чином причащения. Таким образом в будни поста мы поминаем наших усопших только 

на литии (там, где она совершается), 

на сугубой ектении Преждеосвященной литургии:

Е#щE м0лимсz њ бlжeнныхъ и3 приснопaмzтныхъ с™ёйшихъ патріaрсэхъ правослaвныхъ и3 создaтелехъ с™hz nби1тели сеS, и3 њ всёхъ преждепочи1вшихъ nц7ёхъ и3 брaтіzхъ, здЁ лежaщихъ, и3 повсю1ду правослaвныхъ.

Ли1къ: ГDи поми1луй, три1жды.

В молитве Небесный Царю в конце Утрени и Вечерни:

Нбcный цRю2, вёру ўтверди2, kзhки ўкроти2, мjръ ўмири2, с™hй хрaмъ сeй д0брэ сохрани2: прeжде tшeдшыz nтцы2 и3 брaтію нaшу въ селeніихъ прaведныхъ ўчини2, и3 нaсъ въ покаsніи и3 и3сповёданіи пріими2, ћкw бlгjй и3 человэколю1бецъ.

Добавим сюда кондак Со святыми упокой 

да отдельные тексты Полунощницы и Повечерия

Помzни2 гDи, въ надeжди воскrніz:

Помzни2 гDи, прeжде ўс0пшыz nтцы2, и3 брaтію нaшу, и3 ўпок0й |, и3дёже присэщaетъ свётъ лицA твоегw2.

Такое «оскудение» заупокойной тематики «компенсируется» выделением 3-х великопостных суббот (2-я, 3-я и 4-я) для поминовения наших усопших сродников, они так и называются «родительские».

В послепасхальный период литургия совершается ежедневно и поминовение на ней усопших неопустительно! И на проскомидии, и на сугубой ектении, и - это главнейшее и древнейшее поминовение - в евхаристической молитве!

А вопрос Ваш связан вот с чем: в Светлую, как и вообще в воскресные и праздничные дни всего года Устав отменяет специальные заупокойные службы «за честность дне» - за «праздничность», ведь мы не умеем в полной мере претворить свою скорбь о наших дорогих усопших в чистое радование… Святитель Афанасий Ковровский (Сахаров) приводит в объяснение Еккл 3.1: Всему своё время… время сетовать и время ликовать. Кстати, его книжку О поминовении  усопших по Уставу Православной Церкви всемрекомендую к прочтению. Эта уставная отмена специальных богослужений за усопших была ложно понята, ложно истолкована и такое  не-до-разумение закрепилось в околоцерковном обиходе, - дескать, нельзя поминать усопших в Светлую, в воскресенья и праздники. Можно! Должно! И такое - литургийное - поминовение издре́вле считается главнейшим!

А вот «частные» поминовение в самом деле редуцируются, отпевание усопших в эти дни совершается особым праздничным чином, фактически пасхальной Утреней, а Панихиды и литии и вовсе отлагаются до времени. Какое это время? Всем нам известная Радоница. Слово «радость» угадывается и оно не случайно: пасхальные дни считаются радостными для усопших. Смысл поминовения усопших именно в Радоницу весьма прост: понедельник вечера накануне и самый вторник 2-й седмицы - это первые после Страстной и Светлой дни, когда Устав разрешает совершение панихиды. Вот отсюда Радоничный вторник! Можно совершить панихиду и в понедельник утром, но воскресная вечерня ещё не мыслится уставом как заупокойная, потому, чтобы дать нам возможность посвятить поминовению полный день, поминовение совершается именно в понедельник вечера/вторник. 

Говорят, конечно, ещё о переосмыслении христианами языческой традиции править весеннюю тризну об умерших. Но это уже, что называется, «надстройка», к тому же в значительной степени гипотетическая. О «базисе» же уже сказано. 


Автор: Администратор
Дата публикации: 23.04.2014

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.