Хrт0съ лозA крaснаz, грHздіz вaсъ принесE, слaдость сп7си1тельную напаsющыz земли2, ґп0столи бGон0сніи: тёмже мS и3збaвите сластeй піsнства, молю1сz, струи6 ўмилeніz души2 моeй дaрующе въ б9eственнэмъ пощeніz дни2: ћкw да спaссz жив0тъ получY.

Утреня четверга 2-й седмицы, седален по 2-й кафизме



Конспект 1-й лекции в 2021/2022 уч. году

1.1.1. Понятие о боговдохновенности (богодухновенности) Священного Писания.

Отвечая на вопрос, чем отличается текст библейский от любого другого текста, в т.ч. святоотеческих творений -- которые суть тоже некоторое откровение о Боге -- мы соглашаемся в том, что библейский текст есть плод т.н. феномена боговдохновенности. Все библейские книги предполагают Единого Творца в своём со-авторстве, Библия -- плод синергии, со-трудничества Бога и человека. Но в чём именно проявляется  боговдохновенность, иными словами – каковы отличия Библии от любого другого текста, задающие нам особое отношение к тексту библейскому?

Опираясь на свидетельства древних христианских авторов и свои собственные догадки и размышления, мы выделили несколько таких отличий:
1) Совершенная гармония между совершенно разными по авторству и задачами книгами;
(Свт. Феофил Антиохийский, IIв.: «И о справедливости, которую заповедует закон, согласны между собою слова и пророков, и евангелистов, потому что все они говорили вдохновенные одним Духом Божиим» (III, 12 – К Автолику)
2) Библия – т.н. «гипертекст», который может истолковывать сам себя: Ветхий Завет истолковывает Новый Завет, но и наоборот! Полнота смысла воздвижения Моисеем медного змия в Книге Чисел открывается нам только через беседу Христа с Никодимом в 3-ей главе Евангелия от Иоанна.
3) Столь возвышенные и Божественные истины не могли быть плодом лишь естественного человеческого мышления;
4) Причём возвышенные истины устроены «безыскусно и простецами» -- это подтверждает то, что они [истины] не могли быть плодом лишь человеческого разумения; также этот факт является потрясающей иллюстрацией того, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1Кор 1:27);
«Желающие могут обратиться к их писаниям и обстоятельно узнать истину, не увлекаясь ложными мечтами и помышлениями. Эти люди, о которых я говорил выше, были пророки у евреев, – люди неученые, пастухи, простецы». (II, 35 – К Автолику)
Также Феофил Антиохийский, там же:
«Красноречивый язык и изящные выражения доставляют наслаждение и питают тщеславие людей с испорченным умом; любитель же истины не обращает внимания на цветистость слов, но исследует самое дело речи, что и каково оно»
«Конечно то, что сказано вашими философами, историками и поэтами, по-видимому, достойно веры по изукрашенности их речи, но глупость и пустота их изложения обнаруживается из того, что у них много бредней, а истины не находится ни малейшей частицы, ибо и то, что, по-видимому, сказано ими справедливого, смешано с заблуждением. Как смертоносный яд, смешанный с медом или вином, делает все смешение вредным и негодным, так и их красноречие оказывается напрасным трудом или скорее – пагубою для тех, которые верят ему” (II, 12 – К Автолику)).

5) Исполнение пророчеств;
“мы тверды во всем, чему научены от Него (Христа), ибо на деле сбы­ва­ется то, чему Он зара­нее пред­ска­зал про­изойти; а это есть дело Божие, чтобы пред­ска­зы­вать, как Он, какое-либо собы­тие, и чтобы оно про­изо­шло точно так, как пред­ска­зано” (Иустин Философ – Апология, 12)

Эти особенности – проявления боговдохновенности Библии.

2. Чтобы понять, в чём именно феномен боговдохновенности состоит, и в какой степени он проявлялся при создании Священного текста, имеет смысл сначала обратиться к самому Священному Писанию, а затем посмотреть, что говорили по этому вопросу авторы первых веков христианства.

В Библии есть всего два указания на боговдохновенность – в апостольском корпусе:
 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16)
 «
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

В первые века христианства понимание боговдохновенности нередко соотносилось с явлением умоисступления – как в сочинениях «сомнительных» авторов (Филон Александрийский), так и прославленных в лике святых (св. Афинагор Афинский). Загодя скажем, что такой взгляд Церковь впоследствии не приняла. В данном случае, как и во многих других, обнаруживается влияние античных писателей. Эллины уделяли особое внимание феномену умоисступления как дара богов в противовес человеческому здравомыслию «толпы» (см. об этом в частности диалог Платона «Федр»).

Такой взгляд можно назвать «вербальной теорией»: Святой Дух диктовал, а человек-автор записывал. В нём часто присутствовал и музыкальный образ, где Бог – высший вдохновитель, автор – свирель, Писание – музыка.
См. Филон Александрийский – «Об особых законах»:
«про­роки вообще не гово­рят ничего своего, но явля­ются пере­сказ­чи­ками (или “истолкова­те­лями”) того, что вкла­ды­вает в них Боже­ствен­ный Дух» (De spec. leg., 4.49).
«когда пророк воодушевляется, он оказывается в бессознательном состоянии, и в него все­ля­ется Боже­ствен­ный Дух, Кото­рый “при­во­дит в дви­же­ние весь его голо­со­вой аппа­рат и про­из­во­дит звуки и тона для отчет­ли­вого выра­же­ния того, о чем тот про­ро­че­ствует» (Там же, 4.49)

Как видим, здесь, согласно Филону, пророки абсолютно безвольны в момент прорицания; Святой Дух вселяется в них, словно вытесняя собою сознание и, подобно музыканту, «производит звуки и тона».
Также и согласно св. Ерму, ини­ци­а­тива в про­ро­че­стве при­над­ле­жит Богу, поскольку «Святой Дух гово­рит не тогда, когда чело­век хочет гово­рить, но “когда Бог захо­чет, чтобы он гово­рил” («Пастырь», 43.8–9).
“Когда чело­век, име­ю­щий Боже­ствен­ный Дух, при­хо­дит в собра­ние пра­вед­ных мужей, име­ю­щих веру в Духа Божия, и собра­ние этих мужей воз­но­сит молитву к Богу, тогда при­над­ле­жа­щий ему ангел про­ро­че­ского Духа испол­няет этого чело­века, и он, испол­нив­шись Свя­того Духа, гово­рит к народу, как хочет Гос­подь” (Там же, 43.9–10).

Обращаем здесь внимание и на условие, при котором бговдохновенность «актуализируется», реализуется: в собрании праведных мужей должна быть вера в Духа Божия и молитва к Богу.

Св. Афинагор Афинский, один из апологетов, защищавших христианство во II в., прямо использует термин «ииступление ума» и т.н. «музыкальную модель»:
«Если бы мы основывались на таких только умствованиях, то иному показалось бы наше учение человеческим, но наши умозаключения подтверждаются свидетельствами пророков. Думаю, что вам, как любознательнейшим и ученейшим не безызвестны Писания Моисея или Исаии и Иеремии и прочих пророков, которые в исступлении ума своего, движимые Духом Божиим, возвещали то, что им было внушаемо, ибо Дух употреблял их так же, как музыкант надувает флейту».

Особенно бессознательность пророчества подчёркивали еретики монтанисты. Монтан возомнил себя Параклитом, т.е. Святым Духом – соответственно, это он пишет о себе: «вот, человек – лира, и я касаюсь его, как бряцало; человек спит, а я бодрствую; вот Господь приводит в исступление сердца людей, и дает сердце людям».
Тертулиан, влекомый этим учением монтанистов, называл безумие (amentia“духовной силой, на которой основано пророчество” .
когда человек находится в духе, и особенно когда он созерцает славу Божию или когда через него говорит Бог, он, осененный Божественной силой, теряет сознание” (excidat sensu, Adv. Marcionem, IV.22; ср. V.8).

Впоследствии Церковь не приняла такой т.з. на боговдохновенность как на бессознательное пророчество и «абулию». Человек воплощает догматическое и нравственное содержание книги не автоматически, а творчески.
Православное учение о боговдохновенности больше зиждется на александрийской школе. Александрийцы (в первую очередь – Климент Александрийский и Ориген) отвергают эллинистическое и монтанистическое представление о бессознательном и экстатическом характере пророчества. Хотя у них также встречаются удивительные сравнения священнописателей с музыкальными инструментами.

Итак, основные положения александрийской школы в отношении боговдохновенности Писания таковы:
1) «забота Святого Духа» распространялась вплоть до отдельных букв и слогов Священного Писания, за которыми сокрыт таинственный духовный смысл;
2) Святые писатели сохраняли свои естественные человеческие способности и ясность сознания, но способности эти усовершенствовались, и человек становился свободным от всяческих ошибок;
 «Ибо вдохновляемые Богом и следующие за ними не учат тому, что ведет к ошибкам, и тем более не стремятся завлечь кого-либо в ловушку, подобно софистам, которые запутывают молодых людей своими хитростями, ни о чем истинном не заботясь. Носители Святого Духа исследуют «глубины Божии» (1Кор. 2:10), то есть, истолковывают истины, сокрытые в образах пророческих писаний» (Климент Александрийский, Строматы, 2 книга)
3) Святые писатели были в полном сознании и не испытывали никакого умопомешательства (возражения против эллинского исступления);
См. Ориген «О началах», 3.3: «Очень многие из греков думали, что поэтическое искусство (даже) не может существовать без исступления ума, поэтому в их историях рассказывается, что иногда так называемые у них прорицатели внезапно были исполняемы духом какого-то безумия. Затем у греков есть еще так называемые божественные (divini), которые, под воздействием управляющих ими демонов, дают ответы искусно размеренными стихами».
4) со-трудничество Бога и человека, которое не подавляло волю и свободу последнего: святые писатели по собственному желанию сообщали людям открываемые истины и по своему желанию принимали волю Божию к этому служению, они соглашались на неё;
5) действие Лиц в отношении боговдохновенности едино, однако особая роль принадлежит Святому Духу. 
“Священные книги не суть человеческие писания, но вдохновлены Святым Духом, по воле Отца всяческих, через Иисуса Христа написаны и переданы нам” (Ориген, О началах IV.9).
“Святые Книги написаны Божественным Духом” (Contra Celsum, V.60; ср. De princ., I.8), “вдохновлены Святым Духом” (De princ., I.3) и суть “слова Святого Духа” (De princ., IV.25; In Numer. Hom. XXVI.3).

_________________________________

P. S. 1) Немного об Оригене: Именно благодаря Оригену в Церкви была закреплена формула «боговдохновенные писания». III книга трактата   «О началах» посвящена этому вопросу (III и IV книги включены свт. Григорием Богословом и свт. Василием Великим в «Филокалию» -- сборник избранных ими сочинений Оригена). Для иллюстрации приведём две его яркие аллегории о созвучности и согласованности Священного Писания, с чего мы и начали наш разговор: 
2) музыкальная аллегория:
 «
Как один и тот же тон, взятый на арфе и на цитре, для человека необразованного покажется различным, по причине различия в оттенке тона, так и тот, кто неопытен в божественной музыке св. Писаний, найдёт диссонансы между Ветхим и Новым Заветом, законом и пророками, евангелиями и посланиями апостольскими. Но кто привык, изучил этот божественный тон, кто, подобно Давиду, умеет играть, тот на струнах закона, пророков и апостольских писаний, по законам гармонии, извлечёт превосходные мелодии из этих удивительных инструментов. Всё св. Писание – это один совершенный, гармонический орган Бога, из различных тонов производящий одну спасительную музыку. Эта музыка, удерживает и прекращает всякую силу злого духа, как музыка Давида изгоняла злого духа в Сауле»
 (Fragm. ex Comment. Matth. 2)
3) медицинское сравнение с человеческим телом:
«Как упражняющиеся в рассечении, в анатомировании тела, врачи могут указать, для какой цели и пользы произведена Провидением каждая, даже малейшая частица человеческого организма, так и в св. Писании каждое место, каждое изречение имеют свою цель, своё значение. „Если же ты – не ботаник писаний, не анатом пророческих слов, то не думай заниматься чем-либо из написанного в них, но обвиняй себя одного, а не св. Писания, когда не понимаешь смысла их»

2) Большая часть рассуждений лекции построена на следующих трудах, посвящённых вопросу боговдохновенности Священного Писания, при желании можно к ним обратиться:

2.1. Прот. Алексей Емельянов – Введение в Четвероевангелие, глава 2. 3. 3.: 
https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-chetveroevangelie/#0_8 
(Важно и интересно также посмотреть небольшую главу 3.3.2 – об экзегезе Климента Александрийского и Оригена – и 3.3.3., посвящённую сравнению александрийского и антиохийского методов экзегезы Священного Писания);
2. 2. А. Фокин – Учение о богодухновенности Священного Писания в Древней Церкви: 
https://azbyka.ru/uchenie-o-bogoduxnovennosti-svyashhennogo-pisaniya-v-drevnej-cerkvi-i-v-vv 

3) В связи с музыкальными образами – с некоторыми из них мы познакомились -- вспоминался комментарий отца Феликса и Натальи Поповой на слова «Жизни Подателю»: 
https://saint-elisabeth.ru/temple/the-life-of-the-parish/5777-life-bearer-is-a-string-of-prayers-to-the-king-of-heaven.-comment-by-natalia-popova.html


Автор: Администратор
Дата публикации: 23.10.2021

Отклики (481)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.