Простeрлъ є3си2 на кrтЁ хrтE дл†ни, человёчество собирaz къ твоемY познaнію, и3 копіeмъ твои6мъ рeбрwмъ пробости1сz претерпёлъ є3си2, и3сточи1въ нaмъ и3ст0чникъ сп7сeніz, воспэвaющымъ: да бlгослови1тъ твaрь всS гDа, и3 превозн0ситъ во вс‰ вёки.

Утреня пятницы 5-й седмицы



1.1.2. Понятие о христианском богослужении (конспекты двух лекций, прочитанных в разное время и в различных аудиториях)

1. Христианское богослужение - основные понятия.

1.1. Понятие о христианском богослужении.

М.В.Ломоносов: "Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой Свою волю. Первая - видимый мiр сей, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество...  Вторая книга Священное Писание" (эти слова замечательного русского учёного в настоящее время присутствуют на сайте как цитата недели - лекция прочитана в 2014 году).

Т.о. «дольний мiр» - Космос, Вселенная, премудро устроенная - есть икона Божьего мира (греч. εἰκών - «икона» - образ, отражение; изображение, подобие (изваяние, портрет и т. п.); греч. κόσμος - порядок; строение, устройство; мировой порядок, мироздание, мир). А ещё κόσμος - "красота". Дорогие женщины, "косметика" отсюда! 

Как инженер соотносит сложный механизм с чертежом и наоборот, так и мы, взирая на видимый мiр,  можем (и должны бы!) прозреть за ним мiр невидимый, мiр Божественный, прозреть за "иконическим" - "парадигмальное". Как взирая на икону-образ, - можем и должны возноситься к Первообразу. 

Богослужение, к изучению которого мы приступаем, также есть икона Божьего мiра.

Богослужение - есть то место, а лучше сказать - пространство, где происходит встреча человека с Богом.

Встреча происходит в Таинствах, например, в Евхаристии, в ней человек причащается Христу. (Внимание: при-частиться - сделать(-ся) частью). Встреча происходит в богослужении вообще. 

Сербский праведник архимандрит Иустин По́пович (1894†1979, память преподобного 25 марта/7 апреля) говорит так: "Всё в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство… каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и Самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом… Нет числа святым таинствам в Церкви Христовой, в этой объемлющей небо и землю великой, святой тайне Богочеловека. В ней каждое "Господи, помилуй" есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах".

После грехопадения и изгнания из рая непосредственное богообщение сделалось невозможным, от встречи с Богом человек умрет, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх 33.20)Тем пространством, в котором человек мог быть причастным к святыне, оставаясь при этом в безопасности, стал ветхозаветный культ. 

В христианском культе доминирует иное понимание, отчасти, однако, сохраняется и «дисциплина безопасности». Вспомним один из основных мотивов молитв ко причащению: Господи, не попали меня приобщением (молитва Симеона Метафраста), иными словами: как я человек перстный прикоснуся Божеству? как я солома прикоснусь огню? 

После грехопадения и изгнания из рая люди лишились возможности непосредственного общения с Богом, отныне общение осуществлялось в культовых формах, посредством молитв и жертвоприношений (вспомним Авеля, Hoя, Авраама, Иакова и др. ветхозаветных патриархов и праведников)

Культ и являет (делает явным) таинство, культом же оно и сокрыто. Обряд выявляет таинственное содержание, но выявляет в той мере, какая посильна грешному человеку. 

Однако, повторимся, в христианском культе акцент сделан на ином понимании - через возобновление спасительных дел Божиих, через созерцание Рождества Христова, Его Крещения, Его служения, событий Страстной семицы, Голгофы, Воскресения, Вознесения, через приобщение ко «Кресту, Гробу, Тридневному Воскресению, на Небеса восхождению, одесную седению, Второму и славному паки пришествию» (это слова евхаристической молитвы) Христовым мы делаемся причастны Богу во всей возможной полноте. 

В культе вновь и вновь актуализируются спасительные деяния Христовы. Участвуя в культе, мы приобщаемся им, «входим» в них, прививаем себя Божией милости и правде. 

Бог создал мир, чтобы приобщить его к Своей Божественной жизни; Бог зовет творение к Себе. Богослужение - это, в некотором смысле, зов Божий. Оно же и наш ответ на этот зов. В культовых формах мы отвечаем на него в входим в общение с Богом. Именно через богослужение мы при-ОБЩ-аемся Творцу и вступаем с Ним в ОБЩение.

Итак, у Богослужения 2 основные направленности, 2 вектора:

1) "сверху-вниз": Богослужение есть дар Божий, шаг Бога навстречу творению, Бог является в богослужении.

2) "снизу-вверх": Богослужение есть ответ Церкви на зов Божий - а богослужение является именно церковным, богослужение совершает Церковь, - тем самым возводя своих членов к Богу.

Бог сотворил святой прекрасный мир. «И увидел Бог, что он хорош!» Однако творение Божие было искажено грехом. Грех лишил творение его святости. Различные чины освящения восстанавливают творение в его первозданном совершенстве.

Цель совершения богослужения  

Цель богослужения - установление, поддержание и выражение связи с Божеством. Точнее сказать так: восстановление связи и поддержание восстановленной связи. Слово религия - лат. re-ligio - от лат. ligo- связываю + приставка «re-» - «вос-» [примеры: ре-конструкция - воссоздание;  ре-волюция - поворот, переворот] = букв. вос-связывание или, говоря русским языком,  восстановление связи.

Уже после исхода израильского народа из Египта и последовавшего за этим заключения Завета между Богом и Его народом главным содержанием Б. становится постоянное напоминание (ср. anamnesis, в т.ч. и в платоновском смысле) о Завете и тем самым его актуализация (это слово мы уже говорили в отношении к христианскому культу). 


Автор: Администратор
Дата публикации: 19.02.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.