Зим0ю содержи1мь и3скушeній, и3 страстeй треволнeніи потоплsемь, и3 сластeй бyрею њбуревaемь лю1тэ, пощeніz пучи1ну достиг0хъ кр0ткую и3 ти1хую, въ нeйже мS њкорми1въ твои1мъ кrт0мъ щeдре, ко сп7сeнію ўстреми2.

Тропарь трипеснца на утрени среды 5 седмицы



1.6. Обращение к востоку во время молитвы

Ещё один обычай - молиться на восток лицом и соответственно ориентировать храмы с запада на восток. 

Объяснение тому простое: Восток - начало света, Запад - начало тьмы. Свет и Восток - икона Христа. Восток востоков - одно из имён Христа, вспомним светилен Рождества Христова: Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тме и сени обретохом истину (это парафраза песни Захарии: посетил нас Восток свыше (Лк 1.78).

Некогда и продолжительность всенощного бдения варьировалась в зависимости от продолжительности ночи с тем, чтобы на возглас Слава Тебе показавшему нам свет! восточные окна храма наливались утренним светом. Типикон и доныне сохранил соответствующие ритмам Божьего мира указания. Мы, однако, подчинены теперь иным ритмам, указания эти не исполняются, больше того, упомянутый возглас произносится ныне на всенощной "наизнанку" - когда солнце заходит (летом) или совсем уже зашло, как в настоящее время года (лекция прочитана осенью, в октябре).

Символика Востока как стороны Света, а запада - Тьмы проводится и во многих других случаях. Наприме, во время подготовки ко крещению присутствующие в определённый момент поворачиваются лицом к западу, чтобы произнести отречения от сатаны! В древнем чине крещения епископ обращался к крещаемым - а они стояли в этот момент лицом к западу - с такими словами: Ныне стоит к западом диавол, скрежеща зубы, сбирая (рвя на себе) власы, плеща рукама, кусая устны неистовее, рыдая своего опустения, не веруя о вашем свобождении. Сего ради, Христос постави вас прямо тому (лицом к лицу с диаволом - как раз на запад лицом!), да, отвергшеся того и дунувше, на того восприимете брань. На западе стоит диавол, идеже начало тьмы: отрецитесь того и дуните. И обратитесь на востоки и присовокупитесь Христови! 

У латинян, кстати, и в вопросе ориентации храмов всё иначе. Это связано с архитектурными особенностями Basilica di San Pietro - древнего кафедрального собора св. апостола Петра, перестроенного из языческого храма. Вход был на востоке, а алтарь располагался, естественно, не на проходе, а в самой дальней и тихой части здания, т.е. в западной. Обычай молиться на восток уже существовал, и получалось, что народ стоял спиной к священнику. Рано или поздно пришлось всем развернуться. Ну, а поскольку главный собор католического мира оказался обращённым алтарём на запад, нельзя было требовать иного от остальных. Все, кто бывал в паломничествах и заходил в католические храмы - на Святой ли Земле, в Италии, или ещё где - должны были обратить внимание, что капеллы ориентируются и на запад, и на восток, и на северо-запад, и т.д. У нас же доминирующей является ориентация на восток. Хотя имеются и исключения - Воскресения в Сокольниках, например.

Строго говоря, не сторона света определяет святыню, святыня сама по себе свята [безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото?... дар, или жертвенник, освящающий дар? (Мф 23. 16-22). Где святыня, там и восток - можно мыслить и так, конечно. И всё же стороной света - иконой Спасителя является именно Восток, потому исключения следует признать подтверждающими правило. 

Теперь сделаем небольшой экскурс в библейскую географию, и не только в географию.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (Быт 2.8). Лопухин ("Толковая Библия") комментирует этот стих «о востоке» так: страна Едем, которую, по указанию других священных книг (Ис 37.12 и Иез 27.23), должно искать вблизи Месопотамии в бассейне Тигра и Евфрата, действительно лежала на востоке от Палестины, места, в котором жил и действовал автор Пятикнижия, где он записал и это божественное откровение о рае.

Так ли всё просто и однозначно? Человек эпохи Ветхого Завета по иному ощущал себя в пространстве, нежели почтенный профессор-библеист Лопухин и мы с вами. Во всяком случае не только так, как мы с профессором. Древний человек жил прежде всего в сакральном пространстве, потом уже в "географическом". Восток - это «перёд», восток спереди. Ещё восток - точка отсчёта. Запад - это «сзади», это «назад». Север - слева от востока, если смотреть на восток, юг - справа. Но это если смотреть НА ВОСТОК с нашей точки зрения. А если смотреть со стороны востока? Если Кто-то смотрит на нас с востока? Если точкой зрения считать восток, тогда север будет справа, одесную. Юг слева, ошуюю. Вспомним: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф 25.33). Чтобы не запутаться в право-лево, скажем, что та сторона где овцы - правая, десная, если смотреть с востока - север.  Сторона святых Божьих людей - север. А левая, шуия сторона, левая если смотреть с Востока - юг, и там противники Божьи, оттуда исходит опасность, угроза, противление. 

Теперь вспомним псалом, какой мы знаем наизусть - 90-й Живый в помощи Вышняго…водворится. Хорошо известный всем нам стих о сряще и бесе полуденнем может быть понимаем исходя из только что сказанного. Срящ - неожиданная встреча, но в случае сряща полуденного, встреча эта именно нежелательная: нападение, несчастье, зараза. Или - сам(-а) «неожиданно встретившийся», если обладает соответствующими качествами или намерениями.

Справедливости ради скажем, что о сряще и бесе полуденном имеются и иные толкования: 

  • бес или демон полуденный по принятии пищи и по насыщении устремляется на человека, как на готовую добычу и может порабо́тить того, кто лишён попечения свыше (блаж. Феодорит Кирский);
  • демон полуденный возмутил Давида, и он после полуденного сна впал в прелюбодеяние;
  • другие отцы называют бесом полуденным духа лености и уныния, нападающего в определённые часы (прп. Иоанн Кассиан, свт. Иоанн Златоуст);
  • наконец ещё вариант, – образ южного ветра, иссушающего всякую растительность.

В книге пророка Захарии (3.1) сказано: И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. Здесь Ангел Господень - центр, судия, перед Ним - Иерей великий в качестве подсудимого, а обвинитель - диавол стоит справа от подсудимого. Прп. Ефрем Сирин толкует этот фрагмент  так: Словами же, что диавол стоял одесную священника, показывается, что он, сколько возможно, усиливается развратить нравы праведников. В древности обвиняющая сторона стояла именно справа (интересно, а как теперь? В России, во всяком случае, не так, теперь стоит «клетка», возле неё принято располагаться стороне защиты, а прокурор напротив).

А как же, скажете вы, слова пророка Аввакума: Бог от юга приидет?  Здесь неясности с переводом. Буквально сказано: Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля (Авв 3.3). Лопухин: Пророк изображает будущее явление Бога в образах и картинах, имевших место при явлении Бога во время Синайского законодательства… По пророческому изображению Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля (ст. 3). Феман, евр. теман, - область или местность в Идумее, именно в северо-западной её части, но вместе с тем это слово имеет в евр. языке нарицательное значение: юг, и в таком смысле оно передано в переводе в некоторых кодексах.  

 

Вообще символика сторон света в церковной культуре чрезвычайно занимательная вещь. Мы-то миряне с нею почти не соприкасаемся, а вот священник, к примеру, совершая те или иные обрядовые действия, не может перемещаться по храму, поворачиваться, кадить и проч. произвольно. Самый замечательный (в смысле - заметный) пример сакральной пространственной ориентации таков: стоя перед престолом, священник не себя мыслит центром, но Того, Кто на престоле. Потому то, что у священника по левую руку, в Служебнике описано как лежащее справа, и наоборот. Система координат, точка отсчёта, когда «человек есть мера всех вещей», укоренившаяся в нашем сознании, совсем не была присуща сознанию человека ветхозаветного.

Когда мы станем говорить о литургии, в частности проскомидии, мы ещё вспомним об этой неожиданной для нашего секулярного мира сакральной ориентации. Агничная просфора также описана с точки зрения её самой, а не священника, призводящего с нею священнодействия.

Впрочем, для современного человека - и этой современности уже не одна тысяча лет - не составляет затруднения из любой точки построить систему координат. В подавляющем большинстве случаев центром является всё же не "любая точка", но «я». "Человек есть мера всех вещей" сформулировано очень давно. Перемещаясь в пространстве (и не только в географическом) такой «пуп земли» то, что только что было на севере, оставляет на юге, а то, что на востоке, оказывается на западе… Север, юг, запад, восток в таком случае суть только некие условности. 

Не отсюда ли пресловутый «плюрализм»-«релятивизм»: все-мнения-имеют-право-быть-высказанными? За релятивизмом следуют понятия низшего порядка: «толерантность», «права человека» (заметим, не гражданина, но вообще человека - «человек вообще» - homo vulgaris).

Мы приближаемся к Рждественскому посту, за ним и сам праздник. Вспомним евангельских волхвов: они идут от востока и на… восток - за звездою, которая на востоке. Видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему, - сообщают они царю Ироду (Мф 2.2). Итак, волхвы двигаются с востока на восток? Географически это абсурд. После встречи с Иродом они меняют направление и двигаются на юг (в Вифлеем), но - по-прежнему на восток за звездою: Они же послушав­ше царя, идоша. И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже при­­шедши ста верху, идеже бе отроча.Видев­ше же звезду, воз­радовашася радостию велиею зело, и при­­шедше в храмину, видеша Отроча с Мариею Материю Его, и падше поклонишася Ему: и от­верзше сокровища своя, при­­несоша Ему дáры, злато и ливан и смирну (Мф 2.9-11). Звезда указывает не «на что», а «на Кого», на Того, Кто Сам пришёл к падшему утратившему рай человеку. Звезда указывает на Восток, на Того, Кто Сам есть Восток, Кто содержит Восток в Самом Себе. Повторим: Посетил нас Восток свыше, - воспел пророк Захария (Лк 1.78), Спас наш Восток востоков - поём мы в светильне Рождества Христова. Посетил нас свыше - Боговоплощение. Теперь ожидаем пришествия Христова. И тоже с Востока. Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф 24.27) - это о Втором Пришествии. А те, кто не ждёт, опасаются движения с востока - в Иерусалиме одни из городских врат - Золотые, смотрящие на Масличную гору - а где Елеонская гора? - на востоке, затворены. Но разве остановят стены и двери затворе́ны Спасителя мiра? 

Итак, начало истории:

Рай в Эдеме,

вершина истории - Боговоплощение,

конец истории - Второе Пришествие.

Вот путеводная нить истории. «Единый вектор движения - имя ему Восток» (Евгений Андреевич Авдеенко).

 

Вот сколь далеко ушли мы от простого с виду вопроса о положении молящегося.


Автор: Администратор
Дата публикации: 24.10.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.