Ќши tвeрзи души2 моеS њгл0хнувшыz хrтE, и3 љзhкъ м0й ўzсни2, ћкоже дрeвле гугни1вагw и3 глухaгw: да внушaz твои6мъ гласовHмъ пою2, и3 љзhкомъ хвалю1 тz во вёки.

Утреня вторника 5-й седмицы ВП



2.15. Термины - епископ, пресвитер, диакон. Иерархические степени священнослужителей: диакон, пресвитер, епископ.

Слово «епископ» происходит от приставки ἐπι- и глагола σκοπέω - наблюдаю, слежу; проявляю бдительность; рассматриваю, исследую. От σκοπέω - «микроскоп», «телескоп» и т.д. Глагол ἐπισκοπέω значит «смотрю, взираю, созерцаю; произвожу осмотр; наблюдаю, блюду, храню, охраняю». Соответственно ἐπί-σκοπος буквально «надзиратель», а также «смотритель, страж; хранитель, блюститель; наблюдатель; разведчик, соглядатай». 

В греческом переводе Библии слово епископ нередко относят к Богу. Например, в книге Иова 20.29: вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем! - употреблено слово ἐπίσκοπος. В этом же значении термин переходит и в НЗ - 1 Петра 2. 25: ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря); но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших. И у писателей-мужей апостольских находим подобное. Из этого следует, что коннотация этих слов различна, они несли разную смысловую нагрузку, люди, читавшие Септуагинту, должно быть, различали  значения по контексту. 

Вот ещё один вариант библейского употребления названного слова. В русском переводе 8-го стиха 108-го псалма стоит: да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмёт другой. В то же время в греческой Библии, и в Вульгате (латынь), и в славянской Библии стоит да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин. Речь идёт может быть даже о каком-то чиновнике, имеющем видное положение. Кстати, этот стих, наряду с другим из того же псалма, цитирует ап. Пётр (Деян 1.20), говоря об Иуде, при избрании взамен последнего 12-го апостола.

В НЗ термин «епископ» как иерархическая функция начинает употребляться не сразу. В одном из самых ранних текстов НЗ и самом раннем из Павловых посланий - 1-м Послании к Фессалоникийцам (5.12-13) говорится о неких предстоятелях в Господе: 

Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.

В славянском тексте стоит: настоятелей. 

Мóлим же вы́, брáтие, знáйте труждáющихся у вáс, и настоя́телей вáшихъ о Гóсподѣ, и наказýющихъ вы́, и имейте и́хъ по преизли́ха въ любви́ за дело и́хъ: ми́р­ст­вуйте въ себе.

 Возможно, речь идёт как раз о епископах, во всяком случае, мы доныне употребляем это слово в отношении епископов, но, как видим, употребление его пока не вполне определённо. 

1 Петрово послание 2.25 уже упоминалось - Сам Христос называется в нём Блюстителем: ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря); но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших. «Блюститель» - калька, в греческом оригинале стоит слово «епископ». 

В Павловых посланиях к Тимофею и Титу о епископском служении говорится собственно как об иерархическом, но нужно отметить, что здесь не различаются термины «епископ» и «пресвитер». Подобное смешение видим и в Деяниях. Есть версия, что изначально это одно и то же служение, но после - они разделились. Имеется иная точка зрения, согласно которой, служение епископа было направлено «внутрь общины» - совершение таинств, а пресвитер управлял«внешней», административной жизнью общины. Иногда оба служения могли совмещаться в одном лице. Об этом уже говорилось. 

А в послании к Филиппийцам говорится о «епископах» во множественном числе, хотя Филиппы крохотный городок: Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами (Фл 1.1) Нам теперь не понятно, почему в маленьком городке сразу несколько епископов. Кто такие эти епископы? Может быть главы домашних церквей? 

Епископ как глава епархии, града, системы приходов - явление более позднее, а в апостольский век епископ возглавляет именно общину, а не сумму общин как теперь (сумма общин - «суперобщина», ныне епископ - глава суперобщины, образованной из множества общин, координатор сложного организма, состоящего из автономных организмов-общин). Епископ - организатор общины - есть росток от апостольской «рассады», он - преемник апостолов, звено в цепи, видимое выражение идеи апостольского преемства (статью об апостольском преемстве см. «Православная Энциклопедия» Т. 3, С. 129-131 или http://www.pravenc.ru/text/75760.html). Епископ в позднейшем смысле - предстоятель-глава-примас епархии-области-города - акцентирует иную - каноническую - сторону церковной организации. Епископ - глава общины - сторону догматическую. Предвидится вопрос: современный настоятель прихода не есть ли тот первохристианский епископ? Думается, скорее нет, нежели да, настоятель - это тоже теперь скорее административная должность, настоятель - ответственное  лицо. Пастырь овцам - это дар (если он есть) не настоятеля, но священника, который ветвь - или лучше лист - на древе апостольского преемства. Функции же настоятеля по преимуществу не пастырские, но административные, он - тоже ветвь, звено, но - в иерархической вертикали. Хорошо, когда администратор за «правом подписи финансовых документов» и многочисленными обязанностями перед вышестоящими звеньями вышеупомянутой вертикали не утрачивает пастырства, каковое по преимуществу состоит из обязанностей перед общиной, перед собранием, каковое и есть собственно Церковь, пастырь есть часть собрания, хоть он и впереди-стоящий (предстоятель). Больше скажем, и епископ (преимущественно в догматическом аспекте) - часть собрания (не суперобщины, каковая есть в некотором смысле абстракция), но - каждой составляющей епархию общины, через епископа каждый приход связывается со Вселенской Церковью). Итак, пастырь подотчётен общине,  администратор же - вышестоящим (на вертикали) звеньям. Хорошо, когда эти два аспекта - пастырский и административный - согласованы, если же нет и на приходе администратор превалирует над пастырем, тогда церковное устройство, собственно, перевёрнуто с ног на голову. 

Однако, по большому счёту… 

Хороша или плоха современная организация церкви? Её устройство, самый приходский устав - предмет споров в церковной и околоцерковной публицистике, конца этим спорам не видно. Должно, однако, отдавать себе отчёт в том, что 

Бог вводит вечность во время и пространство через таинства Церкви. 

Хуже или лучше устроена церковь в «горизонтальном», историческом своём измерении, так ли решающе важно это по большому счёту? 

Ещё одно наименование епископа - «звательное» - владыка. Мы вкладываем в это понятие смысл владения, власти, обладания: «наш владыка» - тот, кто владеет нами. Блаж. Симеон Солунский, однако, поясняет: епископ владеет полнотой даров Святого Духа.

Ещё наименование - архиерей: ἀρχ-ιέρεως - «начало иереев, начальник священников», в Писании - первосвященник(-и). Приходилось слышать такое пояснение к «начальству»: священник - 0, епископ - единица,  без единицы ноль и есть ноль, только если единицу приставить к нулю, получится число.

Священник автономно совершает священнодействия, однако не без участия епископа: евхаристия совершается на антиминсе, подписанном правящим епископом на конкретный престол, передавая антиминс, епископ санкционирует служение евхаристии священником конкретного храма на конкретном престоле, без антиминса, читай - без санкции епископа, служение евхаристии невозможно. Священник совершает миропомазание, но святое миро на приход даёт епископ, а освящается миро и вовсе предстоятелем поместной церкви (в России патриархом). Самое рукоположение диакона и пресвитера совершает епископ, по слову свт. Епифания Кипрского (IV в.) он «рождает, умножает отцов духовных».

 

Слово «пресвитер» πρεσβύτερος означает "старец; старейшина; вождь, начальник". Докторам наверняка известно слово «пресбиопия» (возрастная, старческая дальнозоркость). В нашем случае пресвитер - наиболее уважаемый член общества, «старейшина». Речь не обязательно идёт о возрасте, больше - об авторитете.  Например, в кн. Юдифь 8.10 упомянуты «старейшины града», в греч. Библии «пресвитеры города» (τοὺς πρεσβυτέρους τῆς πόλεως αὐτῆς {Gen.}). Старейшины в Греции составляли «совет старейшин»: γερουσία или γερόντιον или - спартанский вариант - γεροντία. В Риме он назывался сенат-senatus от лат. sénex – старый, престарелый. У евреев действовал «синедрион» (евр. санхедрин), состоящий их 70-ти человек (Мишна́ [часть еврейского Талмуда] называет цифру 71) и решавший различные вопросы: религиозные, законодательные (своего рода парламент), финансовые, судебные и проч. Первенствующее положение занимал в синедрионе первосвященник или царь. Историки, впрочем, не единодушны во мнении относительно функций, природы, границ компетенции синедриона как учреждения или органа.

Судебный процесс над Иисусом возглавляет первосвященник Каиафа, позже первосвященник Анан – Анна – собирает синедрион для суда над Иаковом братом Господним. Перед синедрионом предстаёт и Павел: первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь. 

Дальше следует забавный эпизод, Павел возбуждает разногласия в членах синедриона: узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Сделался большой крик… 

Впрочем, мы уклонились...

В НЗ слово «пресвитер» упоминается многократно. В своём 1-м послании Петр сам себя называет «сопресвитером». 

 

Диакон, διάκονος - слуга (служанка), служитель(ница) в букв. переводе значит прислуга, обслуга, прислуга (за столом), «официант», διᾱκονέω - подавать. В классических текстах у Платона, Аристофана именно в этом смысле слово диакон и встречается. Отсюда и НЗ-ое его происхождение: «служить столам». Речь идёт, однако, не о рабах. В более широком смысле διάκονος - «служитель». В Рим 15.8 Сам Христос называется «диаконом (служителем) для обрезанных». В том же Послании (13.4) светский чиновник (в русской Библии стоит "начальник") называется «диаконом (слугою) Божиим» (ср. "рабочий-колхозник-служащий"). Получается, что в это время названное слово ещё не означало иерархическое лицо. 

В посланиях Филиппийцам и Тимофею находим упоминания о диаконах в настоящем смысле. В Мф «дьяконство» как причастие («дьяконующий») употребляется в отношении ангельского служения. Эта символика весьма распространена в церковной живописи, часто ангелы изображаются в диаконском облике. В богослужебных книгах встречается «дьяконство» в смысле «то, что произносит диакон», т.е. «ектения».

Символика 7-ми диаконов имела значение для последующей истории Церкви: в одном городе не должно было быть более 7 диаконов, отсюда, возможно, появление иподиаконов (субдиаконов) – «работы много, а диаконов всего 7». Правило 15-е Неокесарийского собора (315 г.), например, гласит: По первоначальному правилу, диаконам седми быти до́лжно, аще и весьма велик град. В сем удостоверен будеши из книги Деяний Апостольских.

Это постановление вспоминается в 16-м пр. Трулльского (691 г.) Собора:

… мы, сличив мысль отцев (Собора) с изречениями Деяния и слово свт. Иоанна Златоуста и мы проповедуем, яко вышереченнии седмь диаконов не должны приемлемы быти за служителей Таинствам… и они были для нас в сем случае образцем человеколюбия и попечения о нуждающихся.

Долгое время диаконами (diaconi femini - диаконисами) могли быть и женщины. Т.е. и теперь могут быть, никаких запретов не появилось, другое дело, что самое диаконское служение трансформировалось в служение, или, точнее, со-служение только Таинствам. Почему служение диаконисс прекратилось? Например, потому что крещение взрослых, при котором диакониссы были помощницами (при крещении женщин), сошло на «нет». В апокрифическом «Деяния Фомы» апостол, при крещении женщин, сам не помазывает, но оставляет это присутствующей при крещении женщине, которая всё же не названа там диакониссой. 

Сам чин рукоположения диаконисы встречается только в старых рукописных Евхологиях, отсутствуя во всех печатных книгах. КПльский Евхологий начала XI в. ещё знает служение диакониссы - у блаж. Симеона Солунского (XV в.) о ней уже не упоминается. 

Институт диаконисс намеревалась возродить преподобномученица Елизавета Феодоровна. В ноябре-декабре 1911 года вопрос «об усвоении сёстрам Марфо-Мариинской обители именования диаконисс» по представлению  митрополита Владимира (в то время Московского), будущего перво-священно-ново-мученика, рассматривался Святейшим Синодом. Семеро архиереев высказались «за», двое остались при особых мнениях. Окончательное решение было за царём, он поддержал воздержавшихся, адресуя такой вопрос Собору. Созыв Собора, а с ним и вопрос о диакониссах был отложен «до лучших времён», каковые, увы, не наступили. 

Великой княгине Елизавете пришлось отказаться от своего намерения, она приняла это кротко и смиренно. Итак, возможному возрождению института диаконисс – идея эта «носилась в воздухе», и, как мы только что сказали, даже и обсуждалась - не дано было совершиться (м.б., промыслительно?), октябрьский переворот и приход к власти большевиков снял этот вопрос на тот момент бесповоротно.

Будущая прмч. Елизавета была принципиально против монашества, выходящего в мир, ей представлялось невозможным полноценное сочетание активного, деятельного служения в миру и монашеского уединённого делания. Не следует, однако, думать, что великая княгиня была против монашества как такового. Она имела намерение создать при своей обители скит, где бы состарившиеся сёстры принимали постриг и проводили остаток своих дней в молитвенном подвиге. Конец своей жизни она также видела в монашестве: я хочу служить Богу и ради Бога страдающему человечеству, и в старости, когда моё тело уже не сможет больше работать, я надеюсь, Господь позволит мне тогда отдохнуть и помолиться за то дело, которое я начала. И тогда я отойду от этой суетной жизни и буду готовить себя к иной, великой Обители.

В связи со служением диаконисс возможно ставить вопрос некоторое время назад горячо обсуждавшийся - о женском священстве. Ограничимся мнением свт. Иоанна Златоуста: …Закон Божественный удалил женщин от этого [священно]-служения, а они стараются вторгнуться в него; но так как сами по себе не имеют власти, то делают всё через других, и такую присваивают себе силу, что и избирают, и отвергают священников по своему произволу. Пословица «с ног на голову» сбывается здесь на деле. Начальниками управляют подначальные, и пусть бы мужчины, но – те, которым не позволено и учить. Что говорю – учить? Им блаженный Павел запретил и говорить в церкви (1 Кор 14.34). Я слышал от одного человека, будто их допустили до такой дерзости, что они даже делают выговоры предстоятелям церквей. И обращаются с ними суровее, нежели господа со своими слугами (Ioan. Chrysost. De sacred. III. 9 - О священстве). Желающие прочтут его же Толкование на 1 Тим 2.12.

Святитель Иоанн знал о чём говорил.

В «Постановлениях апостольских» говорится: Господь Иисус, послав нас двенадцать учить народ и племена, никогда не посылал женщин на проповедь, хотя и не было в них недостатка (Const. Ap. III. 6).

Наиболее систематические сведения о служении диаконисс дают «Постановления апостольские» (кн. II, III, VIII). Подробная статья о диакониссах в XIV томе с. 580-587 «Православной Энциклопедии»: http://www.pravenc.ru/text/171915.html.

 

Нам осталось привести фрагменты молитв на поставление клириков 2.7.6. и рассказать об облачениях священнослужителей 2.7.7.

Мы сделаем это в самое ближайшее время.

Продолжение следует.


Автор: Администратор
Дата публикации: 20.02.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.