Хо́диши, и слези́ши, веща́еши же, Спа́се мой, / челове́ческое показу́я Твое́ де́йство, / Боже́ственное же явля́я, воздвиза́еши Ла́заря.
Лазарева суббота
Слово ЛИТУРГИЯ мы употребляем ныне чаще всего в узком смысле этого слова: литургия есть евхаристическое богослужение, то богослужение за которым хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, и мы причащаемся Святых Христовых Таин.
Реже имеется в виду широкий смысл этого слова: всякое богослужение есть литургия, вечерня ли, утреня ли, молебен, освящение дома, колесницы, всякой вещи… Мы говорим: «литургическое богословие», имея в виду богословие не только собственно евхаристической литургии, но и всякой службы, ведь стихиры «воззваховые» (т.е. те, что поются на «Господи, воззвах») имеют своё богословское содержание, стихиры на стиховне - своё. Имеют они своё место и в строе богослужения, место это не случайно, оно осмыслено, самая композиция церковной службы может быть предметом богословия.
Слово ЛИТУРГИЯ сложное, оно сложено из 2 корней: «ЛИТ» - λειτ- общественный и «-УРГИЯ» - -ουργία - дело, труд, работа. ЛИТУРГИЯ т.о. - «общественное дело». Некогда литургия была общественным деланием в самом что ни на есть прямом смысле, это была повинность, граждане с определённым имущественным цензом обязывались регулярно эту повинность исполнять, например, оплатить выступление хора в трагедии, снарядить боевой корабль в военном походе, купить на свой счёт угощение в день городского праздника, «спонсировать» паломничество к каким-то их языческим «святыням»… В античном мире это и называлось литургией.
С тех пор смысл понятия изменился, однако осталось неизменным его содержание, литургия как была «общественное делание», так и осталась таковым. Литургия совершается собранием верующих - Церковью, предстоящу священнику, сослужащим ангелам, Богу приносящу и приносиму, и приемлему и раздаваему…
Литургий, используемых в нашем обиходе строго говоря 2: свтт. Иоанна Златоуста и Василия Великого. Преждеосвященная литургия не содержит в себе основного элемента - евхаристический молитвы-анафоры, она, строго говоря, есть чин причащения на Вечерне в те дни Великого Почта, когда полная литургия не совершается. Преждеосвященную литургию мы рассмотрим отдельно, изучая великопостные богослужения.
Литургия свт. Василия совершается ныне всего 10 раз в году. Эти 10 дней следует запомнить:
Все остальные дни года, за вычетом тех дней, когда литургии вообще не положено, совершается литургия свт. Иоанна.
Чинопоследование Литургии содержится в Служебнике. В дониконовские времена вместо «литургия» говорили «служба». Отсюда и название книги «Служебник». В Служебнике - «служба св. Василия», «служба св. Златоуста», вечерня, утреня и разнообразные приложения: месяцеслов, прокимны и прочее. У греков книга называется «Литургикон» или «Иератикон».
В ЛИТУРГИИ принято выделять три части:
Мы условимся считать частями литургии и
и
и
- молитвы благодарственные.
Частью литургии безусловно является и исполнение молитвенного и аскетического правила ко причащению. Из академических соображений мы не станем чрезмерно расширять границы (вполне условные) литургического богослужения, однако, и рамками 3-частности не ограничимся, но воспользуемся рубрикой Служебника, в которой Литургия начинается Входными, а завершается благодарственнными молитвами. Все перечисленные части, а также Последование ко причщению, мы постепено разберём и прокомментируем.
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
Отклики (482)