СмердS гнойми2 ѕл0бы, во гр0бэ живY лёности хrтE. тёмже вопію1 ти: воздви1гни, сп7си1 мz, ћкw да и3 ѓзъ съ вётвьми добродётелей ўсрsщу тS, взывaz њсaнна бGу.

Утреня четверга 6-й седмицы



Догматик 4 гласа

Глaсъ д7: 
И$
же тебE рaди 
бGоoтeцъ прbр0къ дв7дъ пёсненнw њ тебЁ провозгласи2, 
вели6чіz тебЁ сотв0ршему: предстA цRи1ца њдеснyю тебE. 

тs бо м™рь, ходaтаицу животA показA, 
без8 nц7A и3з8 тебE вочеловёчитисz бlговоли1вый бGъ,

да св0й пaки њбнови1тъ w4бразъ, и3стлёвшій страстьми2, 
и3 заблyждшее горохи1щное њбрётъ nвчA, 
на рaмо воспріи1мъ, ко nц7Y принесeтъ, 
и3 своемY хотёнію, съ нбcными совокупи1тъ си1лами, 
и3 сп7сeтъ бцdе, мjръ, хrт0съ 
и3мёzй вeлію и3 богaтую млcть.

Догматик 4 гласа, может быть, самый сложный из «больших» догматиков. Синтаксис его так мудрён, что нам потребуются значительные усилия, чтобы развернуть его в сколько-нибудь  понятный нам текст. Прошу терпения, в конце мы перескажем весь текст более-менее понятным языком.
Итак:
И$же тебE рaди бGоoтeцъ прbр0къ дв7дъ
Иже - который. О ком речь, скажем чуточку ниже.
Ради Тебя, [Богородица]…
Обращение к Богородице пока только подразумевается, и оно будет подразумеваться до самой последней строки, когда наконец выразится звательным падежом - Богородице! Ох уж этот эллинский синтаксис!
 

Пророк Давид, который… 
Иже - который - это о пророке Давиде.

Пророк Давид, который ради Тебя причислен к Богоотцам, праотцам [предков] Божиим… 
Давид именуется праотцем ради - из-за Богородицы, ведь он - предок рождённого Ею Сына и сама Она из рода Давидова, из колена Иудина.

пёсненнw њ тебЁ провозгласи2,
На месте слав. песненно стоит знакомое нам слово «мелодико́с» - μελῳδικῶς. 
Однако греч. μέλος не только напев, мелодия, песня, но и поэма, лирическое произведение. Потому можем перевести и в стихах о Тебе провозгласил
Пророк Давид, который ради Тебя причислен к Богоотцам, песней [и/или поэтично] о Тебе провозгласил, 
вели6чіz тебЁ сотв0ршему: 
провозгласил Тому, Кто сотворил Тебе величия - вспоминаем песнь Богородицы: яко сотвори Мне величия Сильный (Лк 1.49).
предстA цRи1ца њдеснyю тебE (Пс 44.10). 
Что провозгласил Давид [Тому Кто] сотворил Тебе [Богородица] величия (т.е. Тому, Кто Тебя возвеличил)? Провозгласил: предстá цари́ца одеснýю Тебé, в ри́зах позлащéн­ныхъ оде́яна преиспещрéна. Цитируется 10-й стих 44-го псалма. По-русски: стала царица одесную Тебя и т.д. Златоуст относит эти стихи к Церкви.

Теперь это трудно представить, но в его время почитание Богородицы ещё не было таким как теперь, оно только-только начинает шириться. Это нам удивительно, но так было. Церковь не созидает догматы, она выявляет их. Божественные истины вечны, даже точнее, пре-вечны, они вне времени, а мы живём во времени и открываем их: одни раньше, иные позднее. Нередко «от противного». Кто-то высказался нечестиво о Деве Марии, кто-то, отыскивая доводы против нечестия, «открыл» нечто из  доныне сокрытых божественных истин, открыл, а не изобрёл-выдумал, так возникает учение, доктрина, вместе с ним начинает шириться почитание Богородицы, строятся храмы, пишутся иконы, составляются службы, воспеваются гимны…
Пророк Давид, который ради Тебя причислен к Богоотцам песней о Тебе провозгласил Тому, Кто сотворил Тебе величие: «предста Царица одесную Тебя».
тs бо м™рь, ходaтаицу животA показA, 
Слово Ходатаица греч. πρόξενος - про́ксен (лицо оказавшее гостеприимство гражданам другого государства и получавшее за это ряд привилегий от последнего); защитник, заступник; гостеприимный хозяин.
Значит Ходатаица - это Та, Кто как гостеприимная хозяйка приняла в Себя Жизнь. Жизнь - здесь имя Божие. Бог-Слово, Бог-Жизнь благоволил войти во утробу Деви́чу и стал Человек, родившись от Девы.
…провозгласил так потому что… показал Тебя Матерью, принявшую в Себя самую Жизнь, Самого Бога
без8 nц7A и3з8 тебE вочеловёчитисz бlговоли1вый бGъ, 
Кто показал ходатаицу Жизни?
Сам Бог, благоволивый из Тебя, Богогродица-Матерь-Царица-Ходатаица, вочеловечитися, явил Тебя Своей Матерью, ходатаицей Жизни.
Сначала:
Пророк Давид, который ради Тебя причислен к Богоотцам, песней о Тебе провозгласил Тому, Кто сотворил Тебе величие: «предста Царица одесную Тебя».
Потому что Бог, благоволивший вочеловечиться без Отца из Тебя, явил Тебя Своей Матерью, ходатаицей Жизни.

А вочеловечиться Он благоволил 
да - затем, чтобы
св0й пaки њбнови1тъ w4бразъ, и3стлёвшій страстьми2, 
обновить [(ἀνα-πλάσσω, букв. заново отстроить, восстановить
Свой образ (в первоисточнике стоит εἰκόνα икона; да обновит Свой образ - восстановит человека). 
Образ же Божий истлел. Греч. φθαρεῖσαν - погубленный, испорченный, даже изуродованный, но славянский перевод всё же самый тонкий: истлевший, подвергнувшийся (и подвергающийся) тлению. Ощущается даже запах тлена, чтобы не говорить об этих страшных вещах отвлечённо как профессор в духовной академии...
Истлевший страстьми. Также  напомним, что страсть в первоисточнике πάθος, отсюда например «пато-логия», т.е. опять же то, что неизбежно ведёт к тлению.

и3 заблyждшее горохи1щное њбрётъ nвчA, на рaмо воспріи1мъ, ко nц7Y принесeтъ,
Горохищное - заблудившееся в горах. Словарь Дьяченко: скотина, которую унёс (похитил) зверь, называется горохищной.

…[чтобы] отыскав заблудшую овцу, взять её на плечи и принести обратно (потерявшееся чадо - любящим родителям, здесь - к Отцу).
 

и3 своемY хотёнію, 
И Своею волей… 
Вспоминаем отпусты Страстной седмицы: Грядый Господь на вольную страсть… 
Вспоминаем евхаристическую молитву свт. Иоанна Златоуста: 
[Господь Иисус], Иже [Который] пришeд, и все єже о нaс [ради нас] смотрeние исполнив, въ нощь въ нюже предаяшеся, пaче же Сaм Себе предаяше за мірский жиоот [за жизнь мiра]… 
Вспоминаем анафору свт.Василия Великого: 
[Господь Иисус] хотя (как раз об этом хотении - Своём, вольном - и в нашем догматике) бо изы́ти на вольную и приснопaмятную, и животворsщую Свою смeрть, в нощь, въ нюже предаяше Себе за животъ мiра…

Спасение - восприятие заблудшей овцы на Свои плечи и возвращение бедной овцы Отцу совершено не умозрительно, не схематично, как за письменным столом преподавателя догматики, оно совершено умалением Себя до человека - Воплощением, претерпеванием «возьми распни Его», восшествием на Крест, страшными Страстями и смертью. Всё это Господь понёс вольно, не по принуждению - Своим хотением.
съ нбcными совокупи1тъ си1лами,                                                                          ...соединить с небесными силами, вернуть падшему человеку Небо. 
Паки вспоминаем евхаристическую молитву свт.Иоанна Златоуста: и3 tпaдшыz возстaвилъ є3си2 пaки (пaдших восставил, прямо-таки упавших поднял), и3 не tступи1лъ є3си2 вс‰ творS, д0ндеже нaсъ на нб7о возвeлъ є3си (и не перестал всё это творить, пока не вернул нас на небо или не вернул нам Неба).

и3 сп7сeтъ бцdе, мjръ, хrт0съ 
И наконец: Христос-Спаситель спасёт мiр!
Читаем: спасет, Богородице, мiр Христос… Внимание! Спасёт не Богородица, здесь стоит звательный падеж: БогородицЕ
К этому обращению к Богородице мы шли с самой первой строки. И вот, наконец, многократные Тебе (Тебя ради, о Тебе провозгласи, Тебе сотворшему, Тя показа, из Тебя вочеловечивыйся) разрешаются в обращение: Богородице!
И спасёт, Богородица, мiр Христос, Который велик милостью и богат милостью.                                                                                    

и3мёzй вeлію и3 богaтую млcть.

Теперь перескажем весь текст своим отнюдь не поэтическим языком:

Пророк Давид, который ради Тебя [Богородица] причислен к Богоотцам, о Тебе [Богородица] провозгласил песней, [обращённой к  (Богу) Тому, Кто] Тебя [Богородице] возвеличил: «предстала Царица одесную Тебя» [Боже]. 
Потому [провозгласил] что Бог, благоволивший вочеловечиться без Отца из Тебя, явил Тебя Своей Матерью, ходатаицей Жизни.
Затем [благоволил вочеловечиться], чтобы:  
восстановить в первозданной славе истлевшего стратьми человека;
заблудшую овцу, похищенную хищным зверем, взять на плечи и принести Отцу;
и по Своей воле претерпев Страсти и восшедши на Крест,
вновь соединить с небесными силами.

[И наконец] Христос, имеющий великую и богатую милость, спасёт мiр, Богородица (это, как неоднократно уже сказано, обращение, которое подразумевалось с первой же строки).

И$же тебE рaди 
бGоoтeцъ прbр0къ дв7дъ пёсненнw њ тебЁ провозгласи2, 
вели6чіz тебЁ сотв0ршему: предстA цRи1ца њдеснyю тебE. 

тs бо м™рь, ходaтаицу животA показA, 
без8 nц7A и3з8 тебE вочеловёчитисz бlговоли1вый бGъ,

да св0й пaки њбнови1тъ w4бразъ, и3стлёвшій страстьми2, 
и3 заблyждшее горохи1щное њбрётъ nвчA, 
на рaмо воспріи1мъ, ко nц7Y принесeтъ, 
и3 своемY хотёнію, съ нбcными совокупи1тъ си1лами, 
и3 сп7сeтъ бцdе, мjръ, хrт0съ 
и3мёzй вeлію и3 богaтую млcть.


Автор: Администратор
Дата публикации: 26.10.2017

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.