Мене́ осужде́наго спаси́, осуди́вый Кресто́м Твои́м Влады́ко Спа́се мо́й вражду́, и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Служба пятницы 2-й седмицы ВП



16.1.Чины на исход и по исходе души от тела

Настоящие тезисы именно только тезисы. Передать живой диалог семинара печатным текстом невозможно, даже аудиозапись едва ли способна адекватно передать обстановку живой беседы, такая именно и случилась при обсуждении этих тем. В доказательство приведу один отзыв, язык не повернётся назвать его "приятным" или "лестным", все эти эпитеты здесь неуместны. 

"... эти занятия помогли спокойно принять неизбежное, вернее подготовиться к неизбежному концу разумно, без эмоций"

Ну что ж, слава Богу!

Публикуем некое подобие стенограммы, надеемся, что публикация может быть полезной.

Канон пересказан (переводом наши тексты никак не назовёшь), если кто-то с чем-то не согласится, или дополнит наш пересказ, или предложит иной угол зрения, будем благодарны. 

_______________________________

К сожалению, в настоящее время значительная часть заупокойных служб застигает большинство из нас, а также самих умерших или умирающих, врасплох. Бытует шутка, что современный человек посещает храм дважды, причём оба раза его приносят, первый раз ребёнком для крещения, второй - отпевать. 

Для тех же, кто пытается жить не в системе «здесь и сейчас», но отдавать себе отчёт в содержании жизни, памятование о смерти и чаяние вечной жизни - жизни будущаго века - присутствует в каждом богослужении, во всяком случае, о чаянии воскресения мертвых и жизни будущаго века мы поём за каждой литургией в Символе Веры. Едва ли не ежедневно поминаем мы того или иного святого, и день его памяти есть как правило день его смерти. Смерть как начало жизни. Начало вечной жизни. И напротив, апостол Павел как раз жизнь во грехе называет смертью. 

А самое интенсивное переживание коллизии "жизнь-смерть" связано с Пасхальной службой. Мы празднуем Пасху - смерти празднуем умерщвление! Мы поём от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нам приведе! Большинство гимнов, что поются, а лучше сказать - вопиются (и тако возопиим: Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав) в эти самые дни, прямо говорят о связи нашей физической смерти и вечной жизни. А вот у-своить эту связь, сделать её своею надеждой, своим упованием, своим чаянием - это задача собственно духовной жизни. Об этом не пишут в газетах, об этом как сказать словами? 

Итак, наша лекция проходит на Светлой седмице и посвящена заупокойному богослужению.  Мы отдаём себе отчёт, что такое сочетание может показаться странным, однако, повторим, - литургическая пенрспектива, богослужебная логика обратна бытовой: именно в эти дни поминовение усопших выражается с наибольшей полнотой! И напротив: всякое поминовение усопших просто обязано иметь в виду Светлый праздник Пасхи, Воскресение Христово: вчера спогребохся Тебе, Христе, совозстаю днесь, воскресшу Тебе…

 Эпиграфы: 

А вы голуби, а вы сизаи

Аллилуея, аллилуея!

Где вы лётали, чё вы видели?

Чё вы видели, чё вы слышали?

Вы не голуби, вы не сизаи,

А вы ангелы, вы архангелы.

А мы там были, там мы видели

Где душа с телом расставалася,

Расставалася, распрощалася:

Ты прощай, прощай, тело белоё.

Тебе век телу во земле лежать,

А мене душе – на суд праведнай

На суд праведнай покаяния.

(духовный стих)

 

Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.

Мы все уже на берегу морском,

И я из тех, кто выбирает сети,

Когда идет бессмертье косяком.

А. А. Тарковский «Жизнь, жизнь»

Хrтіaнскіz кончи1ны животA нaшегw, безболёзнены, непостhдны, ми1рны и3 д0брагw tвёта на стрaшнэмъ суди1щи хrт0вэ пр0симъ.

Что мы видели? Диву дивную, 

диву дивную, телу мёртвую,

Как душа-то с телом расставалася,

расставалася да прощалася.

 (духовный стих)

 

…выходило, что люди умерли не навсегда, а лишь на долгое, глухое время

(Андрей Платонов «Сокровенный человек», VII)

Мир тихо, как синий корабль, отходил от глаз Афонина: отнялось небо, исчез бронепоезд, потух светлый воздух, остался только рельс у головы. Сознание все больше сосредоточивалось в точке, но точка сияла спрессованной ясностью. Чем больше сжималось сознание, тем ослепительней оно проницало в последние мгновенные явления. Наконец сознание начало видеть только свои тающие края, подбираясь всё более к узкому месту, и обратилось в свою противоположность. В побелевших открытых глазах Афонина ходили тени текущего грязного воздуха - глаза, как куски прозрачной горной породы, отражали осиротевший одним человеком мир

(там же)

…в это мгновение, еще сквозь закрытые веки, глаза его поразил красный огонь, с страшным треском что-то толкнуло его в средину груди; он побежал куда-то, спотыкнулся на подвернувшуюся под ноги саблю и упал на бок.

   "Слава Богу! Я только контужен", - было его первою мыслью, и он хотел руками дотронуться до груди, - но руки его казались привязанными, и какие-то тиски сдавливали голову. В глазах его мелькали солдаты -- и он бессознательно считал их: "Один, два, три солдата, а вот в подвернутой шинели офицер", -- думал он; потом молния блеснула в его глазах, и он думал, из чего это выстрелили: из мортиры или из пушки? Должно быть, из пушки; а вот ещё выстрелили, а вот еще солдаты -- пять, шесть, семь солдат, идут всё мимо. Ему вдруг стало страшно, что они раздавят его; он хотел крикнуть, что он контужен, но рот был так сух, что язык прилип к нёбу, и ужасная жажда мучила его. Он чувствовал, как мокро было у него около груди, -- это ощущение мокроты напоминало ему о воде, и ему хотелось бы даже выпить то, чем это было мокро. "Верно, я в кровь разбился, как упал", - подумал он, и, всё более и более начиная поддаваться страху, что солдаты, которые продолжали мелькать мимо, раздавят его, он собрал все силы и хотел закричать: "Возьмите меня", - но вместо этого застонал так ужасно, что ему страшно стало, слушая себя. Потом какие-то красные огни запрыгали у него в глазах, -- и ему показалось, что солдаты кладут на него камни; огни всё прыгали реже и реже, камни, которые на него накладывали, давили его больше и больше. Он сделал усилие, чтобы раздвинуть камни, вытянулся и уже больше не видел, не слышал, не думал и не чувствовал. Он был убит на месте осколком в середину груди.

(Толстой, Севастопольскеие рассказы. Севастополь в мае, гл.12)

 

Мы не ограничимся только предписанным нам программой  изучением отпевания, но рассмотрим поминальные службы вообще, тема эта, понятное дело, всегда и для всех актуальна. А начнём со служб предваряющих собственно заупокойные. В первую очередь это 

КанHнъ молeбный ко гDу нaшему ї}су хrтY и3 пречcтэй бцdэ м™ри гDни, при разлучeніи души2 t тёла всsкагw правовёрнагw.

Другое название: на исход души. Или

КанHнъ молeбный прес™ёй бцdэ t лицA человёка съ душeю разлучaющагwсz, и3 не могyщагw глаг0лати. <Глaсъ ѕ7>. 

Просторечное его наименование «отходная». 

Прих0дитъ и3гyменъ, къ мірск0му же nтeцъ є3гw2 д¦0вный, и3 вопрошaетъ, ѓще є4сть к0е сл0во, и3ли2 дёло забвeніz рaди, и3ли2 студA, и3ли2 кaz ѕл0ба къ к0ему брaту неисповёдана, и3ли2 непрощeна є4сть, вс‰ д0лженъ є4сть и3зhскивати, и3 вопрошaти по є3ди1ному ўмирaющаго.

Умирающий отвечает как может - односложными словами, кивком головы, движением глаз.

 

Посeмъ начинaетъ: Бlгословeнъ бGъ нaшъ: Трис™0е. По Џ§е нaшъ: ГDи поми1луй, в7i.

Пріиди1те поклони1мсz: три1жды.

Pал0мъ н7. Поми1луй мS б9е

Эта непродолжительная служба носит покаянный характер, читается только один псалом и псалом этот, как видим, 50-й.

Последующий канон читается от лица умирающего, в этот момент он вероятнее всего уже просто лишён дара речи, как и сказано в заглавии или одном из тропарей 3 песни:

Ўгaсшу ќбw tню1дъ nргaну словeсному, и3 свzзaвшусz љзhку, и3 затвори1вшусz глaсу

Основная мысль канона - призывание Пречистой Матери Божией, Ангелов и даже сродников на помощь в наступающем испытании - разлучении души с телом, нелицеприятной оценке прожитой жизни.

Пёснь №.

Їрм0съ: Ћкw по сyху пэшешeствовавъ ї}ль, по бeзднэ стопaми, гони1телz фараHна ви1дz потоплsема, бGу побёдную пёснь пои1мъ, вопіsше.

Этот ирмос замечательно попадает в контекст нашего канона. В лекции о КАНОНЕ уже говорилось, что ирмос служит ритмическим образцом для творца канона, мелодическим - для распевщика, а главное связывает, сплетает (ирмос - εἱρμός - сплетение, сцепление, связь) содержание и образный ряд библейской песни с последующими тропарями канона. Посмотрим, что в ирмосе Яко по суху. Ирмос отсылает нас к Исх 15.1–19, перейдя Чермное море  (Красное, а не Чёрное, как иногда приходится слышать) яко по суху и увидев как волны его сомкнулись над гонителем-мучителем воспели спасеннии люди - Моисей и сыны Израилевы, сестра Моисея Мариам с женами Израилевыми:

Поем Господеви, славно бо прославися: коня и всадника верже в море.

Помощник и покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его.

Господь сокрушаяй брани, Господь имя Ему. Колесницы фараоновы, и силу его верже в море.

Избранныя всадники тристаты потопи в Чермнем мори.

Пучиною покры их, погрязоша во глубине яко камень.

Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси сопротивных.

Послал еси гнев Твой, пояде я яко стеблие, и духом ярости Твоея разступися вода.

Огустеша яко стена воды, огустеша и волны посреде моря.

Рече враг: гнав постигну, разделю корысть, исполню душу мою, убию мечем моим, господствовати будет рука моя.

Послал еси дух твой, покры я море, погрязоша яко олово в воде зельней.

Кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе; прославлен во святых, дивен славно, творяй чудеса.

Простерл еси десницу Твою, пожре я земля, наставил еси правдою твоею люди Твоя сия, яже избавил еси.

Утешил еси крепостию Твоею во обитель святую Твою. Слышаша языцы и прогневашася, болезни прияша живущии в Филистиме.

Тогда потщашася владыки едомстии и князей моавитских, прият я трепет, растаяша вси живущии в Ханаане.

Нападет на ня страх и трепет, величием мышцы Твоея да окаменятся.

Дондеже пройдут людие Твои, Господи, дондеже пройдут людие Твои сии, яже стяжал еси.

Введ насади я в гору достояния Твоего, в готовое жилище Твое, еже соделал еси, Господи, святыню, юже уготовасте руце Твои.

Господь царствуяй веки и на век, и еще, егда вниде конь фараонов с колесницами и всадники в море.

И наведе на ня Господь воду морскую: сынове же Израилевы проидоша сушею посреде моря.

Наш ирмос Яко по суху кратко пересказывает описанное событие, его задача сплести, связать библейскую песнь как первоисточник с собственно тропарями канона. 

Что мы видим?

Тема шествия. Там - из Египта в Землю Обетованную, шире - из рабства к свободе, ещё шире - от смерти к животу. Здесь - из смертнаго сего телесе.

Тема преследования. Там войском фараона. Здесь - мрачными демонами, ищущими восхитити (похитить) душу.

Дальше - надежда, что как тогда, так и ныне удастся пройти яко по суху бездну испытаний и воспеть Богу победную песнь. Пресвятая Богородице, помогай нам на этом пути!

Припёвъ: Прес™az бцdе, сп7си2 нaсъ.

Кaплzмъ под0бнw дождє1внымъ, ѕлjи и3 мaліи днjе мои2, лётнимъ њбхождeніемъ њскудэвaюще, помaлу и3счезaютъ ўжE, вLчце сп7си1 мz.

Подобно дождевым каплям, злые (полные испытаний, злостраданий, болезней, увы, и злодеяний тоже) и малые дни мои, оскудевая с каждым годом (букв. с каждым оборотом года), («помаленьку») постепенно исчезают, - Владычице, спаси меня.

Твои1мъ бlгоутр0біемъ, и3 мн0гими щедр0тами твои1ми вLчце, преклонsема є3стeственнw, въ чaсъ сeй ўжaсный, предстaни ми2 пом0щнице непобори1маz.

Сей час ужасный есть час суда. Упомянем о 3 судах.

Суд первого пришествия - к первому пришествию мы приобщаемся верой; слышим глас Господень и принимаем (или не принимаем) Господа, веруем (или не веруем) Ему.

Второй суд - посмертный - в значительной степени определяет как мы реализовали свою веру? уподобились ли? или остались мы мёртвые души?

Наконец, Страшный суд, когда душа воссоединяется с воскресшим телом, определяет окончательную - в вечности - судьбу человека. Мф 25. 46: и идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный. Пророк Даниил: И мнози от спящих (сон ~ смерть) в земней персти (от умерших, что покоятся в земле), возстанут сии в жизнь вечную, а онии в укоризну и в стыдение вечное (Дан 12. 2). 

Что это за тело такое - воскресшее? И как оно соотносится с нашим земным телом? Вот если человек инвалид, воскресшее его тело оно также будет увечно или..? Высказывались версии о достраивании увечного тела до некой идеальной формы (поклон и Платону, и Аристотелю вместе), вспоминали даже о фантомных болях… Вспоминали утреннее (лекция состоялась вечером Фоминой недели) чтение о том как Господь проходил дверем заключенным и Фома влагал персты своя в язвы гвоздинныя, вспоминали как Господь уже по Воскресении Своем вкушал рыбы печены часть и от пчел сот...

[Обо всём этом долго проговорили и проспорили на лекции в Елизаветинском отделении, так что в этот день даже не продвинулись далее этого места…]

Прибавим к сказанному только небольшой фрагмент из прп. Иоанна Дамаскина. Вообще-то литература по этому вопросу весьма обширна. Однако, у нас иной курс, потому станем черпать свои познания не из учебников, но из богослужения и ещё, пожалуй, из личного опыта.

Глава I. О том, что было после воскресения

После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все немощи - разумею тленность - голод и жажду, сон и утомление и т.п. Ибо, если Он и вкушал пищу после воскресения, то не в силу естественной потребности, потому что Он не алкал, но в целях домостроительства, удостоверяя истинность Своего воскресения и показывая, что одна и та же плоть пострадавшая и воскресшая (не то же ли - о Фоминых перстах в язвах гвоздинных? - пФ). Из частей же природы человеческой Он не устранил от Себя ни одной - ни тела, ни души, но имеет как тело, так и душу разумную и мыслящую, желающую и деятельную и таким образом Он восседает одесную Отца, как Бог и человек желая нашего спасения, - как Бог осуществляя промышление обо всем и сохранение, и управление, и как человек помня о Своих занятиях на земле, видя и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо Его святая душа знает, что она ипостасно соединена с Богом Словом и вместе с Ним принимает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа. Как восшествие от земли на небо, так и нисшествие обратно суть действия тела ограниченного, ибо такожде приидет, сказано, к вам, им же образом видесте Его идуща на небо (Деян 1.11).

(Прп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, IV)

 Содержи1тъ нhнэ дyшу мою2 стрaхъ вели1къ, трeпетъ неисповэди1мъ и3 болёзненъ є4сть, внегдA и3зhти є4й t тэлесE пречcтаz, ю4же ўтёши.

Свт. Кирилл Александрийский († 444) так прямо и начинает своё Слово о исходе души: 

Боюсь смерти, потому что она горька. Трепещу геенны бесконечной. Ужасаюсь тартара (Τάρτᾰρος - тартар - 1. темная пропасть под Гадесом, куда Зевс низвергнул Крона, Титанов и др. своих соперников; 2. подземное царство; ср. «полететь в тартарары»), где нет и малой теплоты (отсутствие теплоты жителя Африки (пусть и Северной) должно бы радовать, впрочем, м.б., он писал это слово какой-то особенно суровой зимой? Ниже мы ещё вернёмся к этой теме). Боюсь тьмы, где нет и слабого мерцания света. Трепещу червя, который будет нестерпимо угрызать, и угрызениям которого не будет конца. Трепещу грозных Ангелов, которые будут присутствовать на суде. Ужас объемлет меня, когда размышляю о дне страшного и нелицеприятного суда, о Престоле грозном, о Судии праведном. Страшусь реки огненной, которая течёт пред Престолом и кипит ужасающим пламенем острых мечей. Боюсь мучений непрерывных. Трепещу казней, не имеющих конца. Боюсь мрака. Боюсь тьмы кромешной. Боюсь уз, которые никогда не разрешатся, - скрежетания зубов, плача безутешного, неминуемых обличений.

Слaва: ГрBшнымъ и3 смирє1ннымъ и3звёстное прибёжище

<Ты, Богородице> , њ мнЁ и3звэсти2 твою2 млcть чcтаz

(соделай известной Твою милость о мне), и3 бэс0вскіz и3збaви руки2: ћкоже бо пси2 мн0зи њбступи1ша мS.

Тот же свт. Кирилл († 444) говорит о том, что умерший окружаем бывает злыми аггелами (отметим кстати, что популярное описание мытарств блаж. Феодоры возникло на несколько сот лет позднее (IХ в.)):

при исходе души нас окружат с одной стороны воинства и силы небесные, с другой - начальники тьмы, силы вражеские, содержащие в своей власти мир лукавый, начальники мытарств, воздушные истязатели и надзиратели над нашими делами, с ними и исконный человекоубийца диавол, сильный в злобе своей, которого язык, по слову пророка, как острая бритва (Пс 51.4), «изощрённые стрелы сильного, с горящими углями дроковыми» (слав. угльми пустынными; Дрок - кустарниковое растение в Палестине. Угли его отличаются свойством медленно истлевать, почему долго поддерживают огонь и жар. Угли дрока здесь - образ продолжительных бедствий, которые за «ложь» будут посланы Богом. Пс 119.4) и который «подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище» (Пс 9.30), великий змей, отступник, ад, разверзающий уста свои, князь власти тьмы, имеющий державу смерти, который особенным неким образом истязует душу, представляя и исчисляя все грехи и беззакония, сделанные нами делом, словом, в ведении и неведении, от юности до дня кончины, когда душа вземлется на Суд Божий.

Воображаешь ли, душа моя, какой страх и ужас обымет тебя в тот день, когда увидишь страшных, диких, жестоких немилостивых и бесстыдных демонов, которые будут стоять пред тобою, как мрачные му́рины (не чуждые «толерантности» и т.п. мишуре люди должны бы сказать «темнокожие»? Но в те давние-давние год какая «толерантность»? Одним словом «мрачное средневековье». То ли дело теперь. «Век просвещения»...) Одно видение их ужаснее всяких мук. Смотря на них, душа смущается, приходит в волнение, мятётся, старается укрыться, чтобы не видеть их, прибегая к Ангелам Божиим.

 Душа, поддерживаемая и возвышаемая Ангелами, проходя воздушные пространства, на пути своём встречает мытарства - как бы отдельные группы духов, которые наблюдают над восхождением душ, задерживают их и препятствуют восходящим. Каждое мытарство, как особое отделение духов, представляет душе свои особенные грехи. 

И# нhнэ: СE врeмz п0мощи, сE врeмz твоегw2 заступлeніz, сE вLчце, врeмz, њ нeмже дeнь и3 н0щь припaдахъ тeплэ и3 молsхсz тебЁ.

Вот и пришло время, когда я нуждаюсь в Твоей помощи и заступлении, о Владычице, вот и пришло время, о котором я молился коленопреклонно денно и нощно в жизни моей.

Пёснь G.

Їрм0съ: Нёсть с™ъ ћкоже ты2, гDи б9е м0й, вознесhй р0гъ вёрныхъ твои1хъ бlже, и3 ўтверди1вый нaсъ на кaмени и3сповёданіz твоегw2.

И#здалeча сегw2 днE вLчце прови1дz, и3 того2 ћкw пришeдша помышлszй при1снw 

(всегда помышлял этот день уже наступившим - memento mori) , слезaми тeплыми молsхсz не забhти менE.

Њбыд0ша мS мhсленніи рыкaюще скЂмны

("мысленнии" - т.е. умозрительные, не телесные, но духовные существа), и3 и4щутъ восхи1тити и3 разтерзaти мS г0рцэ, и4хже зyбы чcтаz, и3 чє1люсти сокруши2, и3 сп7си1 мz.

О скимнах - неких то ли чудовищах, то ли диких зверях мы слышим, к примеру, в одном из псалмов службы Часа 3-го, именно в Пс 16.12: Объяша мя яко лев готов на ловъ и яко скимен обитаяй в тайных. Или в предначинательном псалме Вечерни: Положил еси тму, и бысть нощь, въ нейже пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от­ Бога пищу себе (Пс 103.20-21), где скимни переведено как львы [молодые]. Греч. σκύμνος - львенок; детёныш. В данном случае, понятно, речь не о львёнках,  речь о львах, о неких диких зверях, хищниках, ищущих похитить душу умирающего.

Ўгaсшу ќбw tню1дъ nргaну словeсному, и3 свzзaвшусz љзhку, и3 затвори1вшусz глaсу, въ сокрушeніи сeрдца молю1 тz: сп7си1тельнице моS, сп7си1 мz.

Когда немо́тствую - когда угас мой орган словесный, когда язык связан немощью, когда голоса не могу подать (глас мой затворён), - тогда [безмолвно] в сокрушении сердца молю Тя: спаси меня.

Слaва: Приклони2 ќхо твоE ко мнЁ хrтA бGа моегw2 м™и, t высоты2 мн0гіz слaвы твоеS бlгaz, и3 ўслhши стенaніе конeчное, и3 рyку ми2 подaждь.

И# нhнэ: Не tврати2 t менE мнHгіz щедрHты тво‰, не затвори2 ўтр0бу твою2 чlвэколю1бную

(человеколюбная утроба - сердце, душа; ср. благоутробие - милосердие)

чcтаz: но предстaни ми2 нhнэ, и3 въ чaсъ сyдный помzни1 мz.

Пёснь д7.

Їрм0съ: Хrт0съ моS си1ла, бGъ и3 гDь, чcтнaz цRковь бGолёпнw поeтъ взывaющи, t смhсла чи1ста њ гDэ прaзднующи.

Ўмовeніе согрэшeніємъ, т0къ слeзный нhнэ положи2 бlгaz, сeрдца моегw2 сокрушeніе пріeмлющи: њ тебЁ ўтверждaющу ўповaніе бlгaz

(на Тебя, Благая, твёрдо уповаю), є3гдA кaкw стрaшнагw мS и3збaвиши џгненнагw мучeніz, ћкw самA бlгодaти є3си2 и3ст0чникъ, бGороди1тельнице.

Свт. Кирилл Александрийский продолжает: бесчестно быть связанным по рукам и ногам и быть вверженным в огонь. Болезненно, горестно быть отосланным во внешнюю мрачную тьму, чтобы скрежетать зубами и истаивать: тяжко непрестанно мучиться. Ужасно, когда запекается язык от пламени; безотрадно просить капли воды и не получать. Горько быть в огне, вопить и не получать помощи… Слуги того адского пламени дики и свирепы… Одры раскалены до красноты угля. Жар невыносимый…

И напротив, «небо, где почиют праведники» есть «место освежения, насыщения и радости», такое описание блаженства находим в апокрифе  II века «Деяниях Павла и Феклы». И в эпитафиях вместо слова «покой» можно встретить «свежесть». Больше того, в Вульгате (это латинский перевод библийских книг) рай назван refrigerium, т.е. аналогично нашему «месту прохлаждения». То же в Книге Премудрости. То же - в анафоре свт. Амвросия Медиоланского: Еще помяни, Господи, усопших рабов Твоих ..., со знамением веры предваривших нас и покоящихся сном мира. Молим Тебя, Господи, даруй им и всем, упокоившимся во Христе, место прохлады, света и мира чрез Христа, Господа нашего

У северных народов прохлада уже не ассоциируется с блаженством, напротив, жизнь будущего века ожидаема как  «прекрасное лето». Но нам с вами традиция досталась от южан средиземноморья, потому в Молитве коленопреклонной 1-й на Вечерне Пятидесятницы читаем опять-таки о прохлаждении:

…Услыши нас, смиренных и Твоих раб, молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших, на месте светле, на месте злачне (где произрастают злаки - ср. с представлениями об элизиуме, Елисейских полях и под.), на месте прохлаждения, отонудуже (откуда) отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание, и учини (определи [в чин], помести) духи их в селениях праведных, и мира и ослабления сподоби их, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе [ни мёртвые, ни сущие во аде не дерзнут принести Тебе исповедание], но мы, живии, благословим Тя и молим и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их. 

Непостhдное и3 непогрэши1тельное всBмъ, и5же въ нyждахъ, прибёжище вLчце пренепор0чнаz, ты2 ми2 бyди застyпница въ чaсъ и3спытaніz.

Простeрши пречcтэи твои2 и3 всечестнёи рyцэ, ћкw свzщeнніи голуби1нэ крилЁ, под8 кр0вомъ и3 сёнію тёхъ покрhй мS, вLчце.

Слaва: Воздyшнагw кнsзz наси1льника, мучи1телz, стрaшныхъ путeй стоsтелz, и3 напрaснагw си1хъ словоиспытaтелz

("напрасного", т.е. внезапного: на страшных путях сих внезапно появляющегося словно из засады вопрошателя; вспомним образ скимна, ловящего в тайных, из засады, внезапно), спод0би мS прейти2 невозбрaннw tходsща t земли2.

Свт. Кирилл: Душа, поддерживаемая и возвышаемая Ангелами, проходя воздушные пространства, на пути своем встречает мытарства - как бы отдельные группы духов, которые наблюдают над восхождением душ, задерживают их и препятствуют восходящим.

И# нhнэ: Сe мz вLчце стрaхъ ўсрёте, є3гHже и3 боsхсz: сE п0двигъ вели1къ њб8sтъ мS, въ нeмже бyди ми2 пом0щница, надeжде сп7сeніz моегw2.

"Усрете" - встретил (сретение = встреча); "Подвиг велик" - мне предстоит подвигнуться (двигаться) в долгий и трудный путь, из смертного этого тела в вечную жизнь. На этом пути будь мне помощницей, Владычице Богородица.

Пёснь є7.

Їрм0съ: Б9іимъ свётомъ твои1мъ бlже, ќтренюющихъ ти2 дyшы люб0вію њзари2 молю1сz, тS вёдэти сл0ве б9ій, и4стиннаго бGа, t мрaка грэх0внагw взывaюща.

Не забyди мS бlгaz, нижE tврати2 t менE твоегw2 џтрока лицE твоE: но ўслhши мS ћкw скорблю2, и3 вонми2 души2 моeй, и3 сію2 и3збaви

[слышим парафраз Пс 68.18-19, он же прокимен 8 гласа, что поётся в навечерие Великого Поста (перед чином прощения): не отврати лица Твоего от отрока Твоего яко скорблю, скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю. В нашем тропаре этими же словами умирающий обращается к Богородице]. 

А вот обращение к сродникам:

И5же по пл0ти срHдницы мои2, и3 и5же по д¦у брaтіе, и3 дрyзи, и3 nбhчніи знaеміи, плaчите, воздохни1те, сётуйте: сe бо t вaсъ нhнэ разлучaюсz.

Однако, тут же говорится о немощи плача, воздыханий и сетований сродников, братии и друзей:

Нhнэ и3збавлszй никaкw, и3 помогazй вои1стинну никт0же: ты2 помози1 ми вLчце, да не ћкw человёкъ безп0мощенъ, въ рукaхъ вр†гъ мои1хъ затворeнъ бyду.

Нет, надежда моя не на князи, не на сыны человеческие, какое в них спасение? Надежда моя на Богородицу. 

А вот обращение к ангелам:

Слaва: Вшeдше с™jи мои2 ѓгGли, предстaните суди1щу хrт0ву, колёнэ свои2 мhсленніи прекл0ньше, плачeвнэ возопjйте є3мY: поми1луй тв0рче всёхъ, дёло рyкъ твои1хъ бlже, и3 не tри1ни є3гw2.

Придя на суд Христов (что вершится надо мною), святые мои ангелы, преклоните свои мысленные колени (какие «колени» у ангелов? только разве «мысленнии» - «умозрительные»), плача, воззовите Ему: Творец всего, помилуй, Благой, дело рук Твоих и не отринь его от Себя.

И# нhнэ: Покл0ньшесz вLчцэ, и3 пречcтэй м™ри бGа моегw2 помоли1тесz, ћкw да прекл0нитъ колBна съ вaми, и3 прекл0нитъ є3го2 на млcть: м™и бо сyщи и3 питaтельница ўслhшана бyдетъ.

Поклонившись же Владыке, [святые мои ангелы], помолитесь и Пречистой Матери Бога моего, чтобы и Она преклонила свои колени вместе с вами, и тем преклонила Его на милость, ведь Мать и Питательница непременно будет услышана.

Пёснь ѕ7.

Їрм0съ: Житeйское м0ре, воздвизaемое зрS напaстей бyрею, къ ти1хому пристaнищу твоемY притeкъ вопію1 ти: возведи2 t тли2 жив0тъ м0й многомлcтиве.

ЎстнЁ мои2 молчaтъ, и3 љзhкъ не глаг0летъ, но сeрдце вэщaетъ: џгнь бо сокрушeніz сіE 

(сердце) снэдaz внyтрь возгарaетсz, и3 глaсы неизглаг0ланными тебE дв7о призывaетъ.

Уста мои уже смолкли и язык больше не говорит, но самое сердце моё теперь вещает (из глубины сердечной слышу возвещение): огонь сокрушения, возгораясь внутри, снедает сердце, и призывает Тебя, Дево, гласами неизреченными.

При1зри на мS свhше м™и б9іz, и3 млcтивнw вонми2 нhнэ на моE посэщeніе сни1ти, ћкw да ви1дэвъ тS, t тэлесE и3зhду рaдуzсz.

Посети меня, Мати, увижу Тебя и исход из тела не будет для меня столь мучителен, но выйду из смертного тела моего радуясь.

Растерзaеми соyзы, раздирaеми зак0ни є3стeственнагw сгущeніz, и3 составлeніz всегw2 тэлeснагw, нyжду нестерпи1мую и3 тэснотY сотворsютъ ми2.

Распадаются связи, раздираются законом составления естества соединённые ткани и составы телесные, - мне от этого распада нужда (то, что понуждает против моей воли) нестерпимая и теснота.

Слaва: Сhхъ ѓгGлъ сщ7є1ннымъ и3 чcтны6мъ рукaмъ преложи1 мz вLчце, ћкw да тёхъ кри1лы покрhвсz, не ви1жу безчeстнагw и3 смрaднагw и3 мрaчнагw бэсHвъ w4браза.

Вложи меня, Владычица, в священные и честные руки святых ангелов, чтобы, покрыт их крылами, миновал я бесов и не видел бесчестного, смрадного и мрачного их облика.

Ср. притчу на ту же тему, что рассказывает в "Братьях Карамазовых" Достоевского Грушенька Алёше: 

Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша". Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел. 

И# нhнэ: Черт0же б9ій всечcтне, нбcному разyмному черт0гу спод0би мS, мою2 ўгaсшую и3 несіsющую свэщY вжeгши, с™hмъ є3лeемъ млcти твоеS.

Богородица (она названа Чертогом Божиим, Бог вселился во чрево Богородицы как в чертог), всели меня в чертог небесный, возжегши угасшую и несияющую свечу [моей души] елеем Твоей милости. Игра слов: елей милости; ἔλαιον - «масло, елей» и ἔλεος - «милость», эта аллитерация, это «созвучие согласных» сохраняется и по-русски: маслом милости.

В дискуссии одна из наших внимательных слушательниц предложила иную трактовку «небесного чертога» - прославленное тело. Сподоби меня обрести небесный чертог - прославленное тело (Хорошо, что наши лекции склоняются к форме семинара). Однако, прославленное тело - удел неизбежный для всякого человека. Иное дело, что когда душа с телом воссоединится, участь целого человека будет решена на Страшном Суде и участь эта может быть, увы, плачевна.

 Кондaкъ, глaсъ ѕ7.

ДушE моS, душE моS, востaни, что2 спи1ши, конeцъ приближaетсz, и3 нyжда ти2 м0лвити: воспрzни2 ќбw, да пощади1тъ тS хrт0съ бGъ, и4же вездЁ сhй, и3 вс‰ и3сполнszй.

Этот кондак знаком нам по Великому канону свт. Андрея Критского († 712):

Душа моя, душа моя, восстань! что спишь? конец приближается и тебе предстоит держать ответ. Воспрянь! [Горе́  вознеси своё сердце! Горе́ имеим сердца! - возглас Евхаристической молитвы] Чтобы пощадил тебя Христос Бог, вездесущий и всё Собою наполняющий.

Икос также взят из Великого канона прп. Андрея: Диавол жалуется, что Божественный Вифлеемлянин Христос убивает его Своим врачевством, а врачевство это - Крестная смерть и Воскресение.

 Јкосъ: Хrт0во врачество2 ви1дz tвeрсто, и3 t сегw2 ґдaму и3сточaюще здрaвіе, пострадaвъ ўzзви1сz діaволъ, ћкw бэды6 пріeмлz рыдaше, и3 свои6мъ другHмъ возопи2: что2 сотворю2 сн7у мRjину; ўбивaетъ мS виfлеeмлzнинъ, и4же вездЁ сhй, и3 вс‰ и3сполнszй.

Увидя отверстым [открывшееся воочию] врачевство Христово, источающее здравие Адаму [Его смерть на Кресте уврачевала Адама!], диавол уязвился (был ранен), потерпел бедствие и страдая возрыдал и возопил к своим друзьям («дружкам» сказали бы в советском детективном кинофильме, «подельникам», «сообщникам»): что сделаю Сыну Мариину (как теперь уберечься мне от Сына Марии?), убивает меня Вифлеемлянин, вездесущий и всеисполняющий [наполняющий].

Пёснь з7.

Їрм0съ: Росодaтельну ќбw пeщь содёла ѓгGлъ, прпdбнымъ nтрокHмъ, халдє1и же њпалsющее велёніе б9іе, мучи1телz ўвэщA вопи1ти: бlгословeнъ є3си2 б9е nтє1цъ нaшихъ.

Н0щь смeртнаz мS пости1же негот0ва, мрaчна же и3 безлyнна, препущaющи непригот0влена къ д0лгому џному пути2 стрaшному: да спутешeствуетъ ми2 твоS млcть, вLчце.

Ночь смерти, мрачная и безлунная ночь застигла меня неготовым к долгому страшному пути. Владычица Богородица, пусть милость Твоя сопутствует мне на этом пути.

СE вси2 днjе мои2 и3счез0ша вои1стинну въ суетЁ, ћкоже пи1шетсz, и3 лBта мо‰

<исчезоша> со тщaніемъ (спешно; или даже в спешке?), сBти же смє1ртныz вои1стинну и3 гHрькіz предвари1ша мою2 дyшу, ±же мS њбдержaтъ.

Вот, дни мои истаяли в суете, как и написано, и годы мои поспешили пройти, теперь горькие сети смерти опутали душу мою…

Мн0жество грэхHвъ мои1хъ да не возм0жетъ побэди1ти твоегw2 мн0гагw бlгоутр0біz 

[милосердия, благосердия, добросердечия; выше уже давался перевод "благоутробия"],

вLчце: но да њбhдетъ

(обыти́ - делать круг, обходить, окружать)

мS твоS млcть, и3 вс‰ да покрhетъ беззакHніz мо‰.

Слaва: Tводsщіи мS tсю1ду нах0дzтъ, содержaще мS всю1ду: душa же моS tлагaетъ и3 страши1тсz, мн0га и3сп0лнена мzтeжа, ю4же  

(душу мою)

ўтёши чcтаz kвлeніемъ твои1мъ.

Те, кто на пути отсюда [из земной жизни] сопровождают меня, обступили меня и душа моя в страхе и смятении, Чистая, утешь душу мою Твоим явлением.

И# нhнэ: Спечaлующагw ниеди1нагw въ ск0рби моeй, нижE ўтэшaющагw њбрэт0хъ вLчце: и4бо дрyзи мои2 и3 знaеміи вкyпэ њстaвиша мS нhнэ: но надeжде моS, никaкоже да не њстaвиши мS.

Нет никого, кто разделил бы со мною печаль мою и скорбь, некому утешить меня, ибо друзья мои и знакомые мои оставили меня теперь (они остались там, с той стороны, точнее, по ту сторону, откуда не могут помочь мне князи и сыны человеческие. Ср. тропарь 3-й песни «параллельного» канона: Добрии  мои  друзи  и  знаемии,  почто  не  плачете,  почто не  рыдаете,  иже  иногда  любимаго  друга  и  брата,  ныне  же  странна Бога  и  всех  вас («стороння», «по-стороннего Богу и всем вам»). Умирающий теперь странный, "иностранный",  посторонний, outsider). Но Ты, Надежда моя, никогда не оставляй меня.

Пёснь }.

Їрм0съ: И#з8 плaмене прпdбнымъ р0су и3сточи1лъ є3си2, и3 првdнагw жeртву вод0ю попали1лъ є3си2, вс‰ бо твори1ши хrтE, т0кмw є4же хотёти: тS превозн0симъ во вс‰ вёки.

Ћкw бGа чlвэколю1бца, м™и чlвэколюби1ваz, ти1химъ и3 млcтивымъ вонми2 џкомъ, 

(обрати на меня Своё тихое и милостивое око или другими словами: обрати на меня Своё внимание)

є3гдA t тёла душA мо‰ tлучaетсz, да тS во вс‰ вёки слaвлю, с™az бцdе.

Ўбёгнути ми2 в†рваръ безпл0тныхъ полки2, и3 воздyшныz бeздны возни1кнути, и3 къ нб7си2 взhти мS спод0би, да тS во вёки слaвлю, с™az бцdе.

Варвар, греч. βάρβᾰρος - по словарю это буквально: «не грек», иноземец.  А что такое это "грек"? Ещё одно значение βάρβᾰρος - «изъясняющийся на неправильном греческом языке». Думается, в подобном смысле следует понимать наш тропарь: душу пытаются захватить полки варваров-бесов, говорят что-то непонятное: "вар, вар, вар", просишь их о пощаде и помиловании, а они не понимают...

Р0ждшаz гDа вседержи1телz, г0рькихъ мытaрствъ начaльника міродeржца tжени2 далeче t менE, внегдA скончaтисz хощY, да тS во вёки слaвлю, с™az бцdе.

Богородица, родившая Господа Вседержителя, отгони (слав. отжени)  от меня подальше того, кто является начальником горьких мытарств, т.е. диавола-миродержца, князя мiра сего (Ин 16.11), того, кто "держит мiр".

Слaва: Вели1кой послёдней гласsщей трубЁ, въ стрaшное и3 гр0зное воскRшeніе судA, воскRсaющымъ всBмъ, помzни1 мz тогдA с™az бцdе.

И не только на посмертном суде просит умирающий заступления Богородицы, но заглядывает далеко в будущее и просит помянуть его и на страшном Суде, когда окончательно будет решаться его участь: в страшное и грозное воскресение Суда, когда при великом трубном гласе все станут воскресать, помяни меня тогда, Святая Богородица. Впрочем, почему то будущее далёко? Ведь разлучившись с телом, душа вышла и из времени и привычные временные категории - долго, кратко, будущее, прошлое вместе с этим потеряли актуальность.

И# нhнэ: Выс0каz вLки хrтA палaто, твою2 бlгодaть свhше послaвши, предвари1 мz нhнэ въ дeнь њѕлоблeніz, да тS слaвлю во вёки вс‰, с™az бцdе.

Но не только на Страшном Суде, а и ныне предстоит мне «день озлобления», т.е. нападение злых и враждебных сил, встреть меня Ты, Святая Богородица, и покрой Своею благодатью.

Высокая палата Владыки - Богородица, ставшая высокой палатой, чертогом вселившемуся в Её утробу Бога.

Пёснь f7.

Їрм0съ: БGа человёкwмъ не возм0жно ви1дэти, на нег0же не смёютъ чи1ни ѓгGльстіи взирaти: тоб0ю же всечcтаz, kви1сz человёкwмъ сл0во воплощeнно. є3г0же величaюще, съ нбcными в0и, тS ўбlжaемъ.

Здесь обратим внимание на связь ирмоса с тропарями канона, в частности с первым, эта связь в данном случае наглядна:

БGа человёкwмъ не возм0жно ви1дэти - 

Q кaкw ўзрю2 неви1димаго; кaкw ўжaсное џно претерплю2 видёніе; кaкw дерзнY tвeрсти џчи; кaкw моего2 вLку смёю ви1дэти, є3г0же не престаsхъ t ю4ности њгорчевaz при1снw;

С™az nтрокови1це, бGороди1тельнице, на моE смирeніе млcрднw при1зри, ўмилeнное моE и3 послёднее молeніе сіE пріи1мши, и3 мyчащагw вёчнующагw nгнS потщи1сz и3збaвити мS.

Об огне уже говорилось выше.

Хрaмы с™hz њскверни1вшаz [душA моS], сквeрный и3 тэлeсный хрaмъ њстaвивши, тебE б9ій всечестнhй хрaме м0литъ, nтрокови1це дв7о м™и, душA моS, тьмы2 кромёшніz ўбэжaти и3 лю1тагw геeнскагw жжeніz.

Слaва: ЗрS конeцъ бли1зу житіS моегw2, и3 помышлsz безмёстныхъ мhслей, дэsній же, всечcтаz, дyшу мою2 дёлательницу, лю1тэ ўzзвлsюсz стрэлaми с0вэсти: но прекл0ншисz млcтивнw, бyди ми2 предстaтельница.

Если привести синтаксис к привычному нам виду, проще говоря, переставить слова, станет понятнее:

[ЗрS конeцъ бли1зу житіS моегw2, и3 помышлsz дyшу мою дёлательницу безмёстныхъ 

(букв. неуместных, неприличных - не приличествующих месту, нелепых, пустых, непристойных) мhслей [и] дэsній, лю1тэ ўzзвлsюсz стрэлaми с0вэсти]

И# нhнэ: Сн7ъ дaстсz нaмъ за млcть, сн7ъ б9ій, и3 ѓгGльскій цRь, превёчный t чи1стыхъ кровeй твои1хъ чlвёкъ прошeдъ: є3г0же ўмлcтиви nтрокови1це страстнёй моeй душЁ, и3сторгaемэй лю1тэ t nкаsннагw моегw2 тэлесE. 

Тaже, Дост0йно є4сть: Мlтва, t їерeа глаг0лемаz на и3сх0дъ души2.

Молитва обращена ко Господу: Читается она священником.

ВLко гDи вседержи1телю, џ§е гDа нaшегw ї}са хrтA, и4же всBмъ человёкwмъ хотsй сп7сти1сz, и3 въ рaзумъ и4стины пріити2: не хотsй смeрти грёшному, но nбращeніz и3 животA: м0лимсz, и3 ми1ли сz ти2 дёемъ, дyшу рабA твоегw2, и4м>къ, t всsкіz ќзы разрэши2, и3 t всsкіz клsтвы свободи2, њстaви прегрэшє1ніz є3мY, ±же t ю4ности, вёдwмаz и3 невёдwмаz, въ дёлэ и3 сл0вэ, и3 чи1стw и3сповBданнаz, и3ли2 забвeніемъ, и3ли2 студ0мъ ўтає1наz. тh бо є3ди1нъ є3си2 разрэшazй св‰занныz, и3 и3справлszй сокрушє1нныz, надeжда неначaємымъ, могjй њставлsти грэхи2 всsкому человёку, на тS ўповaніе и3мyщему. є4й, чlвэколюби1вый гDи повели2, да tпyститсz t ќзъ плотски1хъ и3 грэх0вныхъ, и3 пріими2 въ ми1ръ дyшу рабA твоегw2 сегw2, и4м>къ, и3 пок0й ю5 въ вёчныхъ nби1телехъ со с™hми твои1ми, бlгодaтію є3динор0днагw сн7а твоегw2, гDа бGа и3 сп7са нaшегw ї}са хrтA: съ ни1мже бlгословeнъ є3си2, съ прес™hмъ и3 бlги1мъ, и3 животворsщимъ твои1мъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.

Вот, оказывается, о чём должно позаботиться сродникам умирающего - помочь брату своему возимети упование на Господа. А уж "земелька в гроб", похороны по первому разряду, угощение и проч. второстепенности... Им свои время и место, отнюдь не главенствующее... Как сказано в тропаре 6 песни канона "о долгостраждущем умрети", что мне за польза, когда душа моя будет ввержена в страшные муки, а телу моему вы отдадите почести?

Ка=z  бо  мне  по=льза,  души=  мое=й  в  стра=шныz  му=ки  вве=ржене  бы=ти,  те=лу  же  пе=ту  бы=ти  от  вас;  

Об этом замечательномм каноне ниже. 

Послесловие:

"Уж вы голуби" (духовный стих) 1.

(загрузить)

"Уж вы голуби" (духовный стих) 2.

(загрузить)

3. Финал 6-й симфонии Н.Я.Мясковского, хор поёт тот же духовный стих (иную его версию)

(загрузить)

(Продолжение следует)


Автор: Администратор
Дата публикации: 04.05.2015

Отклики (481)

  1. Анна Герасимова

    06 мая 2015, 12:45 #
    Хотела написать и спросить про 6-ю и 9-ю песни канона, бываемого на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет, который мы рассматривали на последней лекции.

    Из 6-ой песни:
    Приклоните ухо ваше братия моя ко мне, и кротко услышите умиленных глагол малое вещание, и не прослушайте, и мзду от Господа вси восприимете.

    Се, ныне разлучается с болезнью душа от окаяннаго моего телесе: не убо тело мое погребете в земли, несть бо достойно: но извлекше вон, псом поверзите.

    Кая бо мне польза, души моей в страшныя муки ввержене быти, телу же пету быти от вас; оставите непогребено, яко да снедят пси сердце мое.

    Негли мимоходящии, странии, видяще кости от псов влекомыя, умилившеся воззовут от души: помози, Владычице, души окаяннаго сего тела.

    И из 9-ой песни:
    Бога нектому аз помяну, нектому бо во аде поминати Господа: но во тме люте покрываемь сежу, ожидая Воскресения всех человек, да судився во огнь ввергуся.

    Бог нектому мене помянет, ниже множество ангелов, архангелов собор, пророков, апостолов собрание, множества же мучеников, всех же праведных: един у бо почерплю злая, яже собрах.

    Плачите о мне ныне и рыдайте, адово дно и бездна, и червь и тартар, муки убо вся о мне возстоните: един бо от христиан ведохся, вам предан бых, еже мучитися горько.

    Божия Мати, виждь в бездну, виждь душу мукам преданную мучитися, и колена преклонши прослези, да преклонится Твоими мольбами, Иже кровь Свою давый за мене, воззвати мя.

    Только пока писала, стало стыдно от своей сытости.
    Но вот одно тронуло в тропарях этих двух песней: трезвость. Безкомпромиссная(слово сейчас пришло в голову).
    Сейчас пойдут красивые слова: человек отсек все фантомы, уничтожил возможное кокетство. И вот так по-мужски спокойно говорит.
    Никакой грубости не нашла, даже наоборот. В послед тропарях, обращенных к Божией Матери, некая мягкость сердца проглядывает. Такая настоящая.
    А сейчас уж совсем красивые слова: здесь что-то про нищету духовную. Потому, может и так говорит человек.
    Нет, это не грубость. Это такая простота, мне кажется.
    Но это мои наблюдения.
    Наверное неуместно так писать, но мне такая трезвость очень нравится, хотя и в следствии отсутствия качеств автора канона, эти слова вызывают страх и я произнести от своего лица не смогла бы.

    Как я понимаю, разбор этого канона тоже будет опубликован на сайте?
    1. прот.Феликс Стацевич

      08 мая 2015, 13:05 #
      Да, продолжение следует — это как раз об этом каноне. В самое ближайшее время продолжим наш разговор. пФ
      1. прот.Феликс Стацевич

        16 мая 2015, 23:58 #
        Одна из наших старинных прихожанок, посещающая богословские курсы практически неопустительно, оставила отзыв о последних семинарах. Язык не повернётся назвать его «приятным» или «лестным», все эти эпитеты здесь неуместны, скорее он — в утешение, а ещё вдохновляет на дальнейшую работу.

        "… эти занятия помогли спокойно принять неизбежное, вернее подготовиться к неизбежному концу разумно, без эмоций"

        Ну что ж, слава Богу!

        Эти слова, пожалуй, внесу в самый корпус конспекта.

        Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.