Хrт0ву кни1гу њдушевлeнную, запечатлённую тS д¦омъ, вели1кій ґрхaгGлъ чcтаz, зрS возглашaше ти2: рaдуйсz, рaдости пріsтелище, є4юже прамaтернzz клsтва разрэши1тсz.

Суббота Акафиста



17.2. Подготовительные недели к Великому посту.

Приготовительный период к Великому посту начинается Неделей о Мы́таре и Фарисее, включает в себя 4 Недели, продолжается 3 седмицы. Под Неделей разумеем воскресный день, слав. неделя - день «неделания» (но не безделья, конечно).

Богослужение подготовительных недель начинает разрабатываться, вероятно, с VII века, именно в памятниках VII века находим первые о том упоминания. Подготовка ограничивается пока одной только седмицей.

С VIII века начинается формирование Постной Триоди как единой книги, сборника разнообразных текстов, собрание интенсивно наполняется гимнографическим материалом.

Типикон Великой Церкви IX-X вв. упоминает ещё об одной неделе - Блудного Сына, называя её «неделей перед мясопустом», это наименование указывает на её относительно недавнее происхождение. 

Последующие Типиконы: Константинопольский Студийский и Иерусалимский относят к подготовительному периоду и тему Мытаря и Фарисея. Таким образом формирование принятой нами схемы названного периода можно считать состоявшимся. 

Недельные дни имеют литургические темы, заданные, как правило,  евангельским чтением, закреплённым за этим днём. Евангельская тема более или менее подробно разрабатывается в богослужебных текстах. Например, первая служба Триоди так и озаглавлена: Неделя, в нюже чтeтся Свящeнное и Святое Евангелие, притчи Мытаря и Фарисeя, в ней разбирается евангельское чтение Лк 18.10-14. В службе Недели о Блудном - притча о Блудном Сыне (Лк 15.11-32). Следующая - Неделя о Страшном суде (Мф 25.31-46).

Затем - Изгнание Адамово. Литургической темой - это явствует и из наименования - стало содержание не евангельское, но 3-й главы книги Бытия. Она читается на Вечерне пятницы 1-й великопостной седмицы, словно бы на её излёте, в эти трагические 20 стихов 3-й главы «разрешаются» ветхозаветные чтения всех предшествующих дней (а м.б. и всех наших иллюзий относительно земного посюстороннего с-частья). Стихи Быт звучат эдаким реквиемом

откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло… 

и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания… 

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?.. 

умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей… 

проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою…

в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься… 

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят…

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт 3.1-24).

Началась история. Отныне солнце сокрыто. Отныне удел наш - тень.

Дж. Верди. Реквием.

Евангельское чтение Недели Адамова Изгнания: Мф 6.14-21, оно - напутствие на долгое постовое поприще. 

Другое название Недели о Страшном суде - Мясопустная неделя. Первое название выражает литургическую тему службы, второе - не тематический аспект, но, если угодно, аскетический. В Мясопустную неделю мы заканчиваем мясоед и «отпускаем» себя на свободу (от бремени вкушения мяса).

Неделя Изгнания Адамова - Сыропустная. Мы заканчиваем вкушение сыра, а с ним и других молочных продуктов, а также рыбы, яиц и прочей снеди, имеющей животное происхождение. На следующий за Сыропустом день Типикон предписывает вообще не вкушать ничего. Неделю Изгнания Адамова -Сыропустную называют ещё Прощёным Воскресеньем, после Вечерни совершается обряд взаимного прощения - прощания перед долгим странствием Великого Поста.

Между 4-мя этими Неделями заключены 3 седмицы. В седмичные и субботние дни, заключёнными в рамки упомянутых Недель, имеются замечательные службы, расскажем о них в своём месте. Пока же нарисуем схему, на которой отметим ключевые моменты рассматриваемого периода.

Неделя о Закхее (на литургии читается Евангелие о  Закхее) всегда предваряет Триодь, это своего рода сигнал: читается Евангелие о Закхее, значит готовь Триодь, следующая Недельная всенощная  совершается уже по Триоди. Чтение о Закхее имеет свой собственный смысл, о чём интересно рассказать... Но и о принципе распределения евангельских чтений по дням года будет рассказано в своё время и в своём месте. Пока же остановимся на том, что Неделя о Закхее завершает собою ту часть церковного года, которую принято называть периодом пения Октоиха. Неделя о Мытаре и Фарисее начинает новый период: период пения Триоди.

 

1. Неделя о Мытаре и Фарисее.

 

2. Неделя о Блудном сыне.

2а) Мясопустная Суббота (Вселенская заупокойная суббота).

 

3. Неделя о Страшном Суде  - Мясопустная.

3а) Среда Сырной седмицы;

3б) Пятница Сырной седмицы;

3 в) Суббота Сырной Седмицы;

 

4. Неделя Изгнания Адамова - Сыропустная - Прощёное воскресенье.

 

Теперь, сделав общий обзор приготовительного периода, поговорим о богослужении этого периода несколько подробнее.

Первая Неделя - о Мытаре и Фарисее - самой заметной своей особенностью имеет пение на месте привычных после чтения Евангелия песнопений Молитвами Апостолов, Молитвами Богородицы, Помилуй мя, Боже и Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече  цикла стихир Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. 

Слaва, глaсъ }: Покаsніz tвeрзи ми2 двє1ри жизнодaвче, ќтренюетъ бо дyхъ м0й ко хрaму с™0му твоемY, хрaмъ носsй тэлeсный вeсь њсквернeнъ: но ћкw щeдръ, њчи1сти бlгоутр0бною твоeю млcтію.

И# нhнэ, бGор0диченъ: На сп7сeніz стєзи2 настaви мS бцdе, стyдными бо њкалsхъ дyшу грэхми2, и3 въ лёности всE житіE моE и3жди1хъ: но твои1ми мlтвами и3збaви мS t всsкіz нечистоты2.

Тaже, глaсъ ѕ7: Поми1луй мS б9е, по вели1цэй млcти твоeй, и3 по мн0жеству щедр0тъ твои1хъ, њчи1сти беззак0ніе моE.

Мн0жєства содёzнныхъ мн0ю лю1тыхъ, помышлsz nкаsнный, трепeщу стрaшнагw днE сyднагw: но надёzсz на млcть бlгоутр0біz твоегw2, ћкw дв7дъ вопію1 ти: поми1луй мS б9е по вели1цэй твоeй млcти.

Эти стихиры успеют сделаться нам привычными, начав петь их в Мытареву Неделю, мы закончим их исполнение аж в 5-ю Неделю Поста! Отметим, что вообще-то некогда (до никоновских реформ) Покаяния пели только Постом, в приготовительные недели ограничиваясь только пением Множество содеянных мною лютых.

Отметим также стихиру на Господи, воззвах: Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится; смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя, она будет трижды повторена на службе!

Первая седмица, та, что последует Мытаревой неделе, примечательна тем, что не имеет постных дней. Привычные нам среда и пятница на этой седмице не постные. 

Седмица, в которой отменяется пост среды и пятницы, называется сплошной, сплошных седмиц в году несколько. Кроме рассматриваемой нами Мытаревой седмицы таковыми являются: Сырная, Светлая-Пасхальная, Троицкая (седмица по Пятидесятнице, предваряющая летний Петров пост), Святки (период от Рождества до навечерия-кануна Богоявления).

Проповедники объясняют отмену поста в среду и пяток Мытаревой седмицы стремлением избежать уподобления приточному герою, вспомним как похваляется фарисей: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю… А вот мы не постимся свои два дня! Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как этот фарисей: НЕ пощусь два дня в неделю Мытаря и Фарисея! Конечно, это шутка. В таком объяснении проповедника  есть известный резон. Мы стремимся доказать своему внутреннему фарисею, что «пост не ошаяние (удаление) брашен точию есть»…

Однако, вот что пишется в Триоди относительно «целей и задач» Сплошной седмицы:

[зри!] Подобaетъ вёдати, ћкw въ сeй седми1цэ и3номyдрствующіе содeржатъ п0стъ, глаг0лемый ґрцивyріевъ. Мh же, [монaси] на кjйждо дeнь [сe же, и3 въ срeду и3 пzт0къ:] вкушaемъ сhръ и3 ћица, [въ f7 чaсъ.] мірsне же kдsтъ мsсо, развращaюще џнэхъ велёніе толи1кіz є4реси. 

Т.е. Типикон говорит о том, что отмена поста вызвана полемикой с иномудрствующими (имеются в виду нехалкидониты), которые строго постятся в эту седмицу. Установление этого самого «арцивуриева» поста (таким вот образом было пересказано армянское слово «арачаворк» - «первый, предварительный»; другое его название: «пост ниневитян») одни связывают едва ли не со свт. Григорием просветителем Великой Армении, установившим пост перед крещением армян (~ 335 г.; память святителя 30 сентября/13 октября накануне Покрова), другие - со страшным землетрясением, случившимся в 525 г., когда почти полностью погибли многие города и огромное число людей, третьи связывают арцивуриев пост с византийским императором Ираклием Великим (VII вв.), этническим армянином, который-де и установил этот пост (ещё одно название: «пост Ираклия»). Надо сказать, что поводов к тому у него было  множество, к началу его правления Византия стояла на грани гибели, устоять удалось почти чудом (каковым и почитали происшедшее дальше  укрепление империи сам василевс и его подданные). При Ираклии в 626 г. и при патриархе Сергии Константинополь был чудно избавлен от нашествия персов и аваров; праздник субботы Акафиста имеет следы этого события, следы этиможно видеть, в частности, в хорошо нам известном кондаке "Взбранной Воеводе". Об этом будет рассказано в лекции о Субботе Акафиста.

Причины и повод этого поста мы определённо не знаем, но каковы бы ни были эти причины, впоследствии они были забыты, а сам пост остался, и остался как вызов нехалкидонитов православной Византии. Православная Византия соответственно отреагировала. Надо ещё помнить, что Византия и Армения были соседние страны. Этой - как теперь говорят "зеркальной" - реакции мы с вами обязаны облегчением поста на мытаревой седмице.

Самая седмица, последующая Неделе о Мытаре и Фарисее, в Триоди ничем не отмечена.

Следующая служба - Неделя о Блудном сыне. Притча (Лк 15.11-32) более-менее нам понятна. Как и в случае с предшествующей притчей, гимнография службы посвящена осмыслению  замечательной истории Блудного сына, его отца и старшего брата. На следующем этапе нашего курса мы разберём эти тексты, пока же укажем на особенности богослужения.

Как и в предшествующее воскресенье, Минея заменяется Триодью (кстати, а куда деваются службы Минеи - святым этого дня года, событиям, иконам? Просто отменяются? Нет, они переносятся на другие дни, чаще всего на Повечерие). 

Кроме Покаяния отверзи ми двери, поётся ещё одно необычное песнопение: На реках Вавилонских. Это псалом 136. Внимание, а псалмы полиелея, который предшествует рекам Вавилонским, это какие псалмы? 134 и 135! Налицо ряд: 134, 135 и 136!

Любопытно, что Типиконы рубежа 1-2 тысячелетий указывают петь псалмы на определённый глас. Почему нет? Мы делаем то же, распевая воззваховые и хвалитные псалмы.

К особенностям Недели о Блудном добавим и седален по 3-й песни канона. В 99 случаях из 100 по 3-й песни канона седальны читаются, но этот необычен, его поныне принято петь: Объятия Отча отверсти ми потщися. Мы уже говорили о таком песнопении и даже приложили звуковую дорожку к конспекту одной из лекций. Какой? Когда ещё поётся эта замечательная песнь? Правильно,  на монашеском постриге.

Стихира евангельская, чьё «законное» место - место «прописки»: Слава хвалитных стихир, прочно (с одним, если не ошибаюсь, исключением) занимает место перед 1-м Часом, и так будет продолжаться до самого конца Триоди. Это из-за избытка стихир, евангельской стихире просто не остаётся здесь места. А почему так, мы не станем обсуждать, чтобы не загромождать наш курс, этот вопрос оставим уставщикам.

Последующие Неделе о Блудном сыне будни также никак не отражены в Триоди, однако теперь мы вернёмся к этой книге не в воскресенье, но днём раньше. Следующая служба Триоди - Суббота Мясопустная.

Суббота Мясопустная - Вселенская заупокойная суббота. Таковых 2. Вторая вселенская суббота - Троицкая. Прочие заупокойные субботы т.н. родительские во многом сходны с этими, но - важно! - акценты у тех и других поминальных суббот различны: в родительские субботы мы поминаем прежде всего сродников, а уже после - всех зде лежащих и повсюду православных христиан. Во вселенские же субботы акцент на всех, а уже потом на сродниках по плоти. 

Отметим: поминовение всех от века усопших православных христиан, совершаемое дважды в году, совершается в начале и конце Триодного цикла, словно бы обрамляя Триодь. 

Субботам заупокойным мы посвятим специальное занятие в своё время.

Неделя о Страшном Суде - Мясопустная имеет ту же богослужебную форму, что и предшествующие ей Недели Мытаря и Блудного, разве количественно Триодь в это воскресенье представлена наиболее полно, в сравнении с предшествующими неделями. Любопытно наблюдать как наполняется богослужение текстами Триоди: в Мытареву неделю воззвахи 7 Октоиха +3 Триоди, в Блудного - из Октоиха поётся 6 стихир, а из Триоди уже 4. Также и в Мясопустную, однако добавлено ещё несколько текстов Триоди… До XVII века на Руси в этот день совершался необычный обряд: епископ исходил на площадь, диаконы на 4 стороны света читали Евангелие о Страшном Суде, молящийся народ окроплялся святой водой, после такого молебна все возвращались в храм.

Весьма необычна последующая за Мясопустной неделей седмица - Сырная, Масленица. Во-1х) Триодь входит в богослужебный обиход каждого её дня, отныне до самого отдания Пятидесятницы Триодь будет петься в большей или меньшей степени ежедневно.

Во-2х) среда и пятница на этой седмице отмечены уникальными службами, более в году не повторяющимися. Их уникальность - законная добыча уставщиков, для себя же отметим самые заметные её черты: не совершается литургия, начинаются великие поклоны, общий строй службы напоминает великопостную. Совершенно необычным образом читается канон на Утрени, включающий в себя тропари сразу трёх книг: Октоиха, Триоди и Минеи. Некогда в среду и пяток Сырной седмицы служились Преждеосвященные литургии. Типикон предписывает в этот день однократную трапезу, а это явное свидетельство того, что на дворе пост! С рыбой, молоком, но пост! Увы, в обиходном представлении Масленица напротив - время разгула. Во многих отношениях хорошая традиция, но противоречащая Триоди. И не только Триоди. Ещё - диетологии, мы должны бы входить в пост постепенно, Масленичная седмица есть ступень к строгости и воздержанию последующих нескольких недель.

Память Сырной субботы - Всех преподобных отцев (и матерей) в подвиге просиявших. Служба только по Триоди. Канон - это один из редких случаев - полный, состоящий из 9 песней (включая вторую).

Неделя Сырная строеним своим подобна предшествующим, замечательно разве то, что тема песнопений - изгнание Адама из рая - не задана чтением Священного писания. М.б. некогда читался ветхозаветный отрывок из Быт 3., а после был утрачен? Апостол и Евангелие этого дня - своего рода напутственное слово нам отправляющимся в долгое странствие Великого поста.

Наконец, вечером совершатся первая в значительной степени великопостная служба: во время чтения Сподоби, Господи священнослужители переоблачаются в тёмные одежды (хорошо, когда и мы принесём с собою тёмные платочки), просительная ектения начинает петься великопостным распевом, окончание Вечерни - поклоны и молитва прп. Ефрема Сирина.

По окончании - чин прощения. Замечательна традиция петь во время взаимного испрашивания прощения стихиры Пасхи! таким образом мы напоминаем себе цель наших постных трудов - Пасха, Господня Пасха!

 


Автор: Администратор
Дата публикации: 25.02.2015

Отклики (482)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.