...И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она -
Спасена.

Александр Твардовский. Я убит подо Ржевом



Господь Изряднохудожник - об одной иконе

"...власы же главу покрыл еси, во еже не вреждатися преложениями воздушными, и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника", — сказано в чудесной молитве из чина Крещения (молитва на пострижение волос). Ты, Господи, все части тела так премудро, удобно и прекрасно "насадил", расположил — так пусть каждым из них человек благодарит Тебя, Изряднохудожника — Наискуснейшего Мастера ("Изряднохудожник" — славянская калька с греческого "Άριστοτέχνης", что буквально значит "наилучший художник", "величайший мастер" — нужно сказать, что, к примеру, в поэзии Пиндара это один из эпитетов Зевса. Древние, хотя ещë не знали Бога Истинного, не знали, как Его именовать, но — чувствовали, что так премудро сотворить мир мог только Величайший Мастер).
   При слове "художник" в первую очередь, может быть, возникают в сознании кисти, краски... Но τεχνίτης — вообще в широком смысле мастер, ремесленник, искусник.


   А среди многих чудес иконописи встречается и такое, повторëнное и нашей прихожанкой Татьяной Чичконаковой. Иконография, где Бог изображëн с циркулем, достаточно распространена в искусстве Средневековья. Кажется, за ней закрепилось название "Бог-Геометр", или "Архитектор мира". Про геометрию, конечно, с древности известно, что она есть божественная наука. А мир удивительно пропорционален и симметричен. "Не знающим геометрии вход воспрещëн", — гласила твëрдая лаконичная надпись на двери школы Платона. Ещë во времена Античности знали, что математика более всего приближает человека к богам. Никто не властен сделать так, чтобы дважды два не равнялось четырем, а сумма квадратов катетов — квадрату гипотенузы. Хотя мы исповедуем Бога Истинного Всемогущим — значит, Ему подвластны математические законы? Но для чего бы Ему исправлять теорему Пифагора? Ведь это то, на чëм зиждется Красота. Премудрая совершенная Красота, построенная Богом-Геометром, Изряднохудожником. Ему возможно всë, а это подразумевает невозможность того, что противоречит Его природе («Бог всемогущ, и поэтому Он делает только то, что соответствует Его сущности» — то есть, очевидно, творит Красоту и не может творить уродства и бессмыслицы), такой парадокс.


   На иконе изображëн, конечно, этап Сотворения мира (Быт. 1). В первый день — небо и земля, во второй — твердь посреди воды... и т.д. Может быть, средневековые мастера в самом деле могли предполагать, что Творцу для такой премудрости мироздания требовались измерительные приборы. Для нас же сейчас это один из иконографических символов, в котором — гармоничная красота, премудрая со-размерность мира Божьего и человека, сотворённого по Его образу. К слову, упомянутая в начале молитва ("выросшая" из гомилии свт. Василия Великого на слова "Внемли себе") — ровно об этом: о гениальности устроения души и тела человека, которое уже само по себе свидетельствует о его устремлении к Богу как естественном, природном состоянии.

 

1. Икона в нашем храме, написанная Татьяной Чичконаковой.
2. Бог, измеряющий мир циркулем. Сотворение мира. Миниатюра. Морализованная Библия, ("Bible Moralisée"), Франция, XIII в.
3. Миниатюра из манускрипта Варфоломея Английского «Книга о свойствах вещей». Франция, около 1447 года.

Лада (Мария) Стеблевская


Автор: Администратор
Дата публикации: 22.08.2023

Отклики (3)

  1. Андрей Куликов

    22 августа 2023, 15:53 #
    О слове «Всемогущий» можно ещё заметить вот что: хотя оно и встречается в синодальном переводе Библии, но в славянском тексте его нет. Равно и в греческом тексте ни Ветхого, ни Нового Завета не встречается слова со смыслом «всемогущий». Появилось оно только в латинской Библии. В ней «Omnipotens», «Всемогущий» — это перевод с греческого "Παντοκράτωρ". Перевод не вполне точный. Например, славянская калька с "Παντοκράτωρ", «Вседержитель», передаёт его смысл намного ближе. Речь не о том, что Бог «всё может», а о том, что Он есть «вся содержай» в Своей власти, всё Ему подвластно.

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.