Размывание терминов,непонимание смысла,толстовство
Извечный вопрос, на который не нашёл чёткого ответа. Как следует понимать слова "ударившему тебя по правой щеке подставь левую"? Как разделять эту заповедь в рамках даже не себя, а семьи или государства?
/ Христос молча переносил все пытки и издевательства, а пример Веры, Надежды и Любови мы тоже помним. Да и Серафим Саровский молча дал себя искалечить разбойникам. Но во втором случае просили отречься от веры, а если в обычной бытовой жизни пьяный урод пристаёт к кому-то из моей семьи, например? Я не привожу даже в пример просто случайных прохожих на улице... Где граница между непротивлением злу насилием и скотским молчанием и малодушием? Насколько я читал, за рукоприкладство раньше даже отлучали от причастия. В итоге при таком раскладе каждый христианин разгребает свои проблемы молча, или есть более чёткое руководство к действию?
Только что прочитал, что Златоуст и Феофилакт подразумевают под ударившим не человека,а врага рода человеческого. Но как тогда, опять же, защита близких или не обязательно близких, с применением силы может приводить к отлучению от Причастия?
Далее-молитвы за врагов. Христос в своей молитве в Гефсиманском саду чётко обозначил, за кого он молится. И как тогда это граничит с "молитесь о врагах ваших"? И фраза "буди тебе яко язычник и мытарь", сказанная на постсоветском пространстве, могла быть отнесена к любому родственнику или другу, или к большинству из них.
Автор: Александр Ретин
Дата публикации: 14.10.2015
прот.Феликс Стацевич
15 октября 2015, 00:47 #Человек — «динамичное» существо, кроме функций есть ещё мотивы, нередко не совпадающие не только с тем, что «в голос кричишь», но даже с тем, что думаешь про себя. Сложен человек. «Что не хочу, то делаю» — сказал апостол.
Принять решение возвысить голос на кого-то, тем более поднять руку, иной раз непросто. Поди разберись, что тобою руководит — праведный гнев, долг или прелесть (прельщение — самообман)? А решение надо принимать иной раз тотчас же.
Человек рефлексирующий рискует промедлить.
Другой — реактивный человек — напротив, сначала реагирует, потом выясняется, что среагировал поспешно, чрезмерно, неадекватно.
Задача: найти равновесие между рефлексией и реакцией. Рассудительность великое умение. И очень редкое.
Примерам мучеников или прп.Серафима хорошо бы научится следовать. А вот если обижают тех, за кого ты в ответе, надо становиться на защиту. Их защиту. А потом, когда они в безопасности, можно поставить и другую щёку. Свою.
Отлучение от причастия за рукоприкладство — это дисциплинарная мера, она должна напомнить, что мало кому из человеков посильно поднять руку на другого и остаться бесстрастным. Не факт поднятия руки есть повод к прощению, но страсть, руководящая рукою или хотя бы только примешивающаяся. Жаль, Вы, Саша не ходили на наши летние семинары по Таинству Покаяния. Они в целом не удались, но кое-какие полезные сведения там можно было почерпнуть. В частности, правила Соборов IV-го века, исследующие мотивы тех, кому пришлось вкусить идоложертвенное. Поступок один, а мотивы различны. И прещения различны. И различны именно из-за различия мотивов и руководящих поступками страстей.
Про «язычник — мытарь». Если мне удалось правильно уловить суть вопроса.
Эти слова нужно «транспонировать». В том обществе язычнику не только «не подавали руки», но вместе не ели, не ходили в одну общественную баню, не имели с ним никаких дел. Потому «будет тебе как язычник» значит практически полный разрыв отношений. Теперь спроецируйте принцип на текущий момент и конкретную ситуацию. К тому же — помните? — это ведь последняя третья стадия увещаний брата, до этого же предписано делать попытки с ним договориться.
Саша, приходите на семинары по Новом Завету. Пятницы 17.45.
Дорогие возможные собеседники! Давайте-ка отвечать своими словами. Интересно послушать именно вас, узнать ваш опыт, а цитаты, думается, Саша и сам мог бы отыскать. Поменьше цитат, побольше от своего опыта.
Михаил
18 октября 2015, 14:21 #А если конкретно ответить на ваш вопрос, то я считаю, что я обязан защитить Богом данную мне жену, от хулиганов. Более того, я и себя обязан защитить, потому что я ей также дан Богом. Другое дело — с каким чувством я это буду делать. Об этом о. Феликс все очень дельно написал.
Миша Коган.
Михаил
04 января 2016, 22:11 #Не буду здесь цитировать, если заинтересует — прочтите. Меня очень радует издательство «Никея». Многие современные проблемы затрагивают и с душой пытаются их разбирать, предлагают мнения добрых пастырей.