Целомудрие в том состоит, чтобы наблюдать за собой во всех действиях: в словах, в делах, в помыслах, значит соблюдать целыми все добродетели.

Прп.Амвросий Оптинский



ПРО БОГА

вот такой возник вопрос предвидит всё бог или нет?или не всё? если он знает всё, что произойдёт от сотворения мира до его окончания, зачем смотреть на это развитие?ведь опытные игроки не играют мизер и только если есть сомнения в очевидности разыгрывают?значит, что у бога есть сомнения, если можно так сказать? ведь после сотворения первых людей, он разгневался и устроил потоп, он не знал, что так будет?а если знал, зачем потом раскаялся и обещал больше на топить?значит ли это, что есть небольшая грань, неведомая никому?и он нам определил время для спасения, в надежде, что приведёт к себе как можно больше душ?ведь если по сысоеву, он всех предопределил, что ждать?конец известен, никто не отпадёт, никто не прибьётся новый.даже если представить, что мы тут должны заработать себе венцы для того света, он уже знает про них, опять вопрос - зачем? простой ответ - промысел божий неизвестен, но, кмк, есть тут что-то другое наряду со свободной волей и созданию нас по подобию своему, есть эта возможность выбора, вот ангелы сделали его однажды и более не могут менять. а бог и человек по своей сути имеют возможность сделать непредсказуемые поступки, может быть именно поэтому бог дал нам время для жизни, чтобы была возможность найти всех и собрать?и он зримо и незирмо ведёт нас к общей цели, понимая, что все неверующие ещё могут по своей сути изменить свою точку зрения, внезапно и неожиданно, как, например, мой приятель, который был упёртым приверженцем теории, что жизнь это существование белковых тел, молекулы-репликатора, а теперь учится в семинарии и поёт в церковном хоре, такого хода никто не ожидал, предвидел это бог?если он был уверен на 100%, тогда какой смысл в проживании жизни?создал души, прикинул, как в преферансе, сколько куда и всё, судный день, вечная жизнь но ведь нет, сначала были одни, непохожие на нас люди, которых он стёр с лица земли, а потом мы, которые убили его сына....т.е. он не исключает возможности некоего порыва и принятия нелогичных решений, к которому, может, склонен сам? или вообще всё не так?


Автор: mikhail
Дата публикации: 03.03.2016

Отклики (20)

  1. прот.Феликс Стацевич

    03 марта 2016, 12:45 #
    Кажется, Михаил сам же и ответил на поставленные вопросы. Надо ли что к этому прибавлять?
    Разве несколько штрихов.
    Классическая святоотеческая формула: Бог всё предвидит, но ничего не предопределяет.

    опытные игроки не играют мизер и только если есть сомнения в очевидности разыгрывают?
    -в преферансе карты — объект, мы же человеки при всей нашей «червивости», мы всё ж-таки субъекты, мы самосознающи и самодействующи.

    …Он разгневался и устроил потоп, Он не знал, что так будет?
    — Во-1х) я не уверен, что понятия предвидеть и знать тождественны.
    И во-2х) Михаил, Вы папа? дедушка? Вам не приходилось «попирать права человека», когда он — маленький человек, не сознавая последствий, играет с огнём? (и в прямом смысле, и в переносном)

    «мы тут должны…»
    «Бог дал нам время для жизни, чтобы…»
    «какой смысл в проживании жизни?..»
    Прежде всего, думается, жизнь — это дар. А потом уже и «должны», и «чтобы». По мне, это исходное положение, не требующее доказательств (да и сколько их не выводи, всё равно «сладко не станет». Иной раз просто посмотреть на мiр Божий, на небо, на облака плывущие, на деток, на кающегося грешника — и не надо никаких слов, слов, слов).

    Или вот ещё комментарий: жизнь — это дареный конь.
    Его предложил герой одного рассказа Джерома Д. Сэлинджера лет эдак 50 назад (или м.б. знаменитая переводчица Райт-Ковалёва предложила? или «Тедди» переводил Сергей Таск? Говорили, что переводы этих текстов сильно лучше оригиналов. Сам не могу судить, в оригинале не читывал, потому не знаю, проверьте, кому интересно. Рассказ «Тедди»).

    Теперь не по существу. Или?
    Я вот говорю деткам, читая их записки («со́рилась с братиком», «обижаю кошЫк» и т.п.): детки, вам ещё много будут говорить высоких и правильных слов, так что в какой-то момент у вас может даже наступить отторжение от высокого и правильного, и даже желание сделать наоборот. Одна из высоких тем: патриотизм. Но вот начинается он не с «бла, бла, бла», а с почтительного (и по возможности грамотного) отношения к родному языку. В нашем случае, поскольку Бог судил нам родиться и жить в России — к русскому языку. Желающие писать без запятых, как принято писать по- англицки, пишите, но это кроме прочего, сильно затрудняет понимание русского текста (хрестоматийное «казнить-нельзя-помиловать»).
    Кстати, вопрос к тем, кто активно читает англ. тексты, причём не только этикетки бутылок в duty free — ведь в «серьёзных» текстах знаков препинания достаточно (хотя и сильно меньше, чем в «великом и могучем»). А в тексте Михаила ни одной запятой.

    Ну и «Бог», если мы о Едином Боге Отце Вседержителе, и Сыне, и Духе, давайте писать с заглавной. Просто из уважения к читателям. Вроде, ещё сохраняется такой общественный договор — писать Бог с заглавной? Или уже нет?

    прот.Феликс
    1. mikhail

      04 марта 2016, 23:08 #
      ну, правила интернет общения подразумевают писать как хочешь, если нет особых указаний со стороны владельца ресурса
      запятые в тексте присутствуют в достаточном количестве, может парочки не хватает, может у вас проблемы с отображением?
      и, конечно, именно тут пишут люди, которые уважают Бога, и уж ему самому видно, кто есть кто, а для увеличения скорости печати очень удобно писать одним размером, т.к. поставить заглавную не всегда просто, но это вообще к делу не относится

      т.е. в итоге получается, что Бог предвидит все возможные варианты событий, но какой именно выбор сделает человек, он не знает, поэтому и ведёт нас, пытается тем или иным способом наставить на истинный путь? поэтому мы просим, чтобы была его воля, а не наша, чтобы не накосячить?
      1. прот.Феликс Стацевич

        06 марта 2016, 15:14 #
        Дорогой Миша! Возможно, обидел Вас замечаниями. Пожалуйста, не обижайтесь и пишите как хотите. Только «Бог» всё-таки давайте с заглавной!

        Я бы сказал иначе: предвидит, но оставляет выбор на волю человека. А воля эта в известной степени абсолютна. При этом сказать, что Бог «не знает» можно только условно. Бог ждёт как отзовётся (или не отзовётся) человек. «Знание» связало бы человека, лишило бы его свободы, лишило бы смысла его «волю», оно бы ПРЕДОПРЕДЕЛИЛО.
        Понимаете? Это весьма тонкие вещи, простой силлогистике не поддающиеся.

        Знаете, как опытный инструктор не станет вмешиваться в процесс, только в самом крайнем случае, а до этого терпеливо воздерживается от управления. Ведь человеку мало инструкцию прочитать, нужно усвоить «что такое хорошо, что такое плохо», а для этого иной раз и ошибки нужно сделать.
    2. прот.Феликс Стацевич

      03 марта 2016, 12:45 #
      Не удержался, сам и проверил. Идиома про «дареного коня!» оказалась английской. Только у них не в зубы, как у нас, а в рот не смотрят. Всё у них не как у людей. Одно слово, немцы. Но я отвлёкся. Раз выражение англ., то и перевод оказался буквальным. Т.о. переводчик к комментарию на письмо Михаила непричастен.
      Тедди говорит: Жизнь, по-моему, это дареный конь. Во первоисточник: Life is a gift horse in my opinion.

      Переводчик — тоже проверил — С.Э.Таск. Компьютер настойчиво исправляет: ТАК, пришлось изменять свой комментарий.

      1. прот.Феликс Стацевич

        03 марта 2016, 12:48 #
        Прилагаю с любезного разрешения корреспондента и фрагмент личного письма как приложение к вероятной публикации трактата блаж.Августина:
        А про Августина — очень интересно бы и особо поговорить… Но ни сил, ни достаточной компетенции, боюсь, нету. Я одно время его с большим увлечением читал, и не хотел соглашаться с критикой «современных православных богословов», что он практически отрицает свободу человека и утверждает мысль о предопределении. Ради чего даже до конца прослушал аудиокнигу «О Граде Божием»… После этого соглашаться с «современными богословами» я бы не стал, но и спорить охоты поубавилось.
        Августин — это Августин всё-таки… его так просто не распишешь на выводы главы учебника богословия.
        Блаженный Августин — очень многосторонний человек, и, в частности, математик, для которого математика, любое число, любая арифметика — чудо. Тоже часть мира Божия, причём мира невидимого и невещественного (!) — но человеку во многом доступного и понятного.
        И моя с детства любовь и интерес к математике — не столько находила ответ и удовлетворение в учебниках на самые продвинутые темы, сколько в мыслях и аналогиях Августина из области чисел. Потому что у него есть отношение к математике как к чуду.

        И в плане свободы и её понимания, выходит, Августин не просто математик, а надолго опередивший своё время. Дифференциальное исчисление, пределы, бесконечно малые величины — это всё возникло тысячу лет спустя и более.

        А у Августина человеческая свобода — это именно бесконечно малая величина. Не нуль, но сама по себе, без Бога — стремится к нулю. По крайней мере, так я понял и всё более склонен с этим согласиться.

        Андрей Куликов

        Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.