Яко божествен проповедник, яко предстатель верных непостыден, заблуждших путевождь, и наказатель был еси, Божий Архистратиже Боговиднейший.

Архангел Михаил



Многолетствующая духом...

Поздравляю всех с Праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы! На каждой службе, при прочтении и изучении богослужебных текстов возникает удивление, радость от красоты и богатства смыслов. А иногда, как вчера, хочется объяснений батюшки относительно некоторых мест... Вот служба Введению...Канон...3-я песнь...В тропаре читаем о Пресвятой Богородице: "Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая Небес и Горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная". Как понимать смысл слов "многолетствующая духом"? И второй вопрос, чисто уставной...В какой главе Типикона есть указание, что в двунадесятые праздники поется вместо "Достойно" текст ирмоса 9 песни праздничного канона?
Автор: Анна
Дата публикации: 04.12.2016

Отклики (2)

  1. прот.Феликс Стацевич

    05 декабря 2016, 13:25 #
    Спасибо за вопрос! Порадуемся возможности познакомиться с одним из тропарей праздника Введения, ведь не все смогли быть на всенощной, да даже если и были, могли пропустить его по каким-то причинам. Надо сказать, что в период попразднства многие тексты службы повторяются, но для этого нужно и служить ежедневно, и чуть не ежедневно ходить на службы, что при нашей всеобщей многозаботливости, увы, невозможно. И вот замечательный вопрос возвращает нас к службе, даёт помедлить в празднике.

    Эта замечательный текст прежде всего красив:
    Трилетствующая телом и многолетствующая духом,
    ширшая небес и горних сил превышшая,
    да восхвалится песньми Богоневестная.

    По мне, так и переводить не нужно, строфа так хороша, что понятна самим своим строем, звучанием, фонетикой. И это ведь только перевод!

    Но раз уж вопрос, давайте попробуем вникнуть и в буквальный смысл.

    Простое, а точнее, прямое объяснение противопоставления трилетствующая-многолетствующая может следовать из предания, блаженный Иероним пересказывает его так:
    «Кругом храма было 15 ступеней (они были, вероятно, очень высоки)… на первую из этих ступеней родители и поставили юную Марию. И когда сняли с неё дорожные одежды и по обычаю одели её в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла [к удивлению очевидцев] по всем ступеням так, как бы В СОВЕРШЕННОМ ВОЗРАСТЕ».

    Но я бы сказал так: трёхлетняя Девочка, вводимая в храм, вместила в себя чистоту помыслов и надежд целых народов, Она несла на себе их многотысячелетнее ожидание Спасителя. И не только тех, кто жил до, но и тех кто после, вот и нас с вами. Эта интуиция ожидания разворачивается в службах предпразднства, вот ведь и мы спели уже на введенской службе Христос раждается, славите! И значит Рождественская звезда уже засветилась и для нас «последнейших» (так мы называемся в одной богослужебных книг).
    …Все мысли веков, все мечты, все миры,
    Все будущее галерей и музеев,
    Все шалости фей, все дела чародеев,
    Все елки на свете, все сны детворы.
    Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
    Все великолепье цветной мишуры…
    <…>
    … Все яблоки, все золотые шары…
    1. прот.Феликс Стацевич

      05 декабря 2016, 16:03 #
      Второй вопрос специальный, но раз уж он здесь озвучен, здесь же и отвечаю.
      Указание на пение т.н. задостойника можно найти в 48 главе Типикона. Открываем первый месяц Месяцеслова, внимание — новолетие у нас в сентябре! Первый двунадесятый праздник года т.о. Рождество Богородицы, открываем его устав, в соответствующем месте читаем:
      Вместо «Достойна» поeм ирмос «Чyжде матерем девство», это как раз и есть ирмос 9-й песни канона праздника. Прочие 12-тые праздники Богородицы, а также и Господские, имеют аналогичные указания.
      Например, 25 декабря Рождество Христово: За достойно, ирмос «Любити убо нaм» до отдaния.

      Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.