Хо́диши, и слези́ши, веща́еши же, Спа́се мой, / челове́ческое показу́я Твое́ де́йство, / Боже́ственное же явля́я, воздвиза́еши Ла́заря.

Лазарева суббота



Письмо свящ. Павла Флоренского В. В. Розанову

                                                                                     

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

26.Х.1915, Серг/иев] Пос/ад/

Вот, дорогой Василий Васильевич, наше сходство глубочайшее, и наше расхождение, тоже глубочайшее. Наше сходство: это острая, до боли, любовь к конкретному, к сочному и, скажу определённо, к корню - к корню личности, истории, бытия, знания. Думается, что эта любовь — костромская, ибо нет во всей России, а м.б. и на земном шаре, никого более коренного по вкусам, по укладу, по организация души, чем костромичи, особенно заволжского района. И отсюда органическая же нелюбовь ко всему, что бескоренно, что корни подъедает, что хочет расти не на корне, а «само по себе». Но тут-то и расхождение. Чувствуя себя в литературе, «как дома», Вы говорите всё, что блеснёт в душе: а я не хочу чувствовать себя дома нигде, кроме родной, тёмной колыбели-могилы в родимой земле, и свою боль и свою радость, в наибольших их точках, скажу лишь Матери земле. Мне думается, что это тяготение к лону - тоже костромское: костромичи скрытны и души своей не показывают.

Вы говорите правду; однако не всякую правду должно говорить.  Убеждение противное - это и есть то «чернышевско-писаревское» убеждение, которое под титулом «гласности» разрушает всё коренное, всё дорогое, всё мирное, которое всякую неправду, местную в случайную, спешит «возвести к перл создания» и сквозь волчьи слёзы хихикает над загрязнением мира, ставшего теперь уже международной пошлостью. Все твердят о хамстве, однако не замечая, что хамство не в личном грехе, каков бы он ни был, а в бесстыдном обнажении наготы отца. И современная литература, начиная с Гоголя, почти вся насквозь – хамство, даже тогда, когда она говорит самую подлинную правду. Но позвольте, я просто не хочу знать всякие гадости, которые мне предупредительно подносят. Я не хочу копаться в них, разбираться, точно ли изложены факты или не точно, кто прав и кто виноват. Никто не ставил меня судить и разбирать и - скажу цинично – я наконец не получаю за эту грязную работу жалования. Пусть её выполняют те, кто обязаны, - сыскная полиция, следователи, прокуроры и т.п., одним словом, люди, взявшиеся за это дело. А я, зная, что это дело  на их обязанности, буду заниматься своими обязанностями, которых у меня столько, что и 1/100 я не могу, не имею ни сил, ни времени выполнить добросовестно. Вообще я хочу сидеть в своём ложе в чёрной земле и делать то, что мне дано – Богом, Родиной, Царём, обществом (однако оно не сводится к двум десяткам адвокатов и литераторов).

Всё это слишком просто, и не стоило бы об этом говорить, если бы со всех сторон не старались вытянуть всякого сидящего на своём месте из его логовища и не запутывали бы его в делах, его ничуть не касающихся. Надо же наконец отрешиться нашей интеллигенции от сознания провиденциальных обязанностей и  твёрдо сказать себе, что мир и судьба истории идут и будут идти вовсе не их «декларациями», а по таинственным законам, ведомые Рукою Божией.

Итак, я не хочу говорить очень много, и думаю, что вовсе не всё, что можешь сказать, должно быть сказано…

Конечно, и Вы думаете,  в совести своей, не иначе. Но вот, тут fatum литератора; не правда нужна, в конце концов, а темы, ибо попавши в русло стремнины словесной, надо течь. Понимаю положение, понимаю безвыходность, потому не осуждаю, а тоскую о Вас.


Автор: Администратор
Дата публикации: 17.06.2013

Отклики (482)

  1. Анна Герасимова

    18 июня 2013, 09:29 #
    В письме о. Павел Ф относит литературу Гоголя к хамству. Вы согласны?
    Я не совсем поняла про темную колыбель-могилу, и что только ей он доверит свои наибольшие радость и боль. О чем он?
    1. Администратор

      19 июня 2013, 00:27 #
      Аня, только ли мне адресован вопрос? не знаю. Интересно бы услышать и другие голоса.
      От себя же вот что скажу.
      Про Гоголя не согласен, нет.
      Но. Флоренский оценивал Гоголя с другой временной дистанции — раз, из другого контекста — 2. И многое ещё другое. Если удастся отыскать в текстах Флоренского другие упоминания о Гоголе, тогда можно попробовать понять аргументацию о.П. Здесь же — это проходящая нота, по ней трудно судить о том, что именно имел в виду автор письма и почему. К тому же речь не вполне о Гоголе, но о некоем векторе, имеющем в Гоголе исходную точку. Даже последующие звенья этой цепи не все и не так однозначно негативны. Думаю, Салтыков-Щедрин — в этом ряду о.Павла, но «Пошехонская старина» или «Господа Головлёвы», по мне, хорошая русская литература. Это с 20-го века и особенно с советского периода, когда в литературу пришли Ильфы-Петровы, «гоголевская (по о.П.Ф) линия» приобрела какой-то зловеще-гримасничающий характер…

      Колыбель-могила — это поэтический образ. Если хочешь, можно понимать его как то место, из которого мы растём, из которого прорастаем в вечность, это то место, в которое положим своё умершее тело как зерно. Но пересказывать поэзию дело, кажется, не очень благодарное…

      А радость и боль? Ими срамно приторговывать. А это for sale стало почти общим местом современной т.н. «культуры», это ярко проявлено особенно в рок-культуре (беру этот пример из-за его общедоступности, включи какое-нибудь «их радио» и сходу услышишь множество иллюстраций).
      пФ
      1. Smile

        19 июня 2013, 01:22 #
        Ну, что касается рока, то существуют разные мнения.
        Вот таким поделился Олег Степурко:
        «Во-первых, рок помогает подростку проходить через умирание детства во взрослую жизнь (как говорят психологи — “условная смерть”). В известной книге Пауэлла “Почему я боюсь любить” описан интересный психологический феномен: когда человек попадает в ситуацию крушения его привычного мира (узнает, например, что неизлечимо болен, или от него ушла жена и т.п.), он проходит четыре стадии. Первая — бунт, взрыв, истерика. Вторая — торг (почему — я, а не сосед?), мысленные сделки с жизнью (уйду в монастырь, перестану лгать и т. д.). Третья — депрессия. И, наконец, последняя — принятие своей судьбы, примирение. Ни одну из этих стадий нельзя миновать. И подростку необходима стадия бунта, ему нужно “прокричать”, изжить эту боль, чтобы перейти к следующему этапу и постепенному взрослению. Рок — идеальный способ пройти первую стадию, и если запретить слушать рок-музыку, то они все время будут ходить по кругу: торговаться, депрессировать, опять бунтовать, а взросление так и не наступит. Во-вторых, я отметил то, что все так называемые богоборческие тексты появились в роке, как реакция на веру их отцов, “воскресных христиан”, у которых жизнь не совпадает с их верой. Вот дети так эпатируют своих отцов. Любопытно, что если на Западе рок принял богоборческую окраску, в СССР, наоборот: христианскую — ибо так могли дразнить своих отцов-коммунистов их дети. Достаточно вспомнить песню Б. Гребенщикова “Серебро Господа моего” или песню лидера группы ДДТ Ю. Шевчука “Вперед, Христос, мы за Тобой. Откроем небо добротой!”
        Из статьи „Музыка в Царстве Божием“ www.damian.ru/Cerkov_i_sovremennost/stepurko/mus_in_carstvo.html
      2. Администратор

        19 июня 2013, 08:15 #
        Такой комментарий пришёл письмом на почту от Елены К.
        «Письмо пишет священник Павел Флоренский, поэтому о хамстве он говорит в единственном Евангельском смысле, как о „бесстыдном обнажении наготы отца“, о нарушении заповеди Божией, о грехе. Сказано: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Чти отца и точка. Не рассматривай его поступков через стакан со смесью из правды и лжи ( он за своё сам отвечать будет перед Богом).Не расшатывай стержень Бог-Царь(правитель)-родитель-дети. Только это залог долголетия, и далеко не только личного, а родового, и народного, и вообще человеческого.
        Однако видим иные примеры. Неутолимое желание пере-рассматривать историю, перекапывать до корней, а потом плясать на костях в помрачении умов под засыхающим Древом. И так во все века… и не без помощи литераторов…
        Отец Павел говорит „не хочу знать всякие гадости… не хочу копаться в них“ вовсе не потому, что он чистоплюй какой-то, а по той причине, что этакие занятия растлевают ум и душу, отвлекают человеков от труда на том месте, куда поставил их Бог, от пути спасения, наконец.
        Кому это всё на руку, продолжать?
        Признаюсь, меня поразило, как современно звучит:
        »… и не стоило бы об этом говорить, если бы со всех сторон не старались вытянуть всякого сидящего на своём месте… и не запутывали бы его в делах, его ничуть не касающихся."
        «Надо же наконец… твёрдо сказать себе, что мир и судьба истории идут и будут идти… по таинственным законам, ведомые Рукою Божией.»
        И, совершенно замечательное: "… думаю, что вовсе не всё, что можешь сказать, должно быть сказано..."
        Ради мiра всего мира и соединения всех в Иисусе Христе"
        1. Администратор

          19 июня 2013, 10:10 #
          Ну, я привёл рок-культуру (некоторые продолжают считать её субкультурой) как пример неумеренной демонстрации своих «радостей и болей», да ещё за деньги (чужие). Конечно, это общее правило, в нём имеются исключения. Упомянутый Ю.Ш, пожалуй, относится к исключениям.
          Хотя, призна́юсь, меня коробит приведённая Олегом Степурко строка из песни. Нет, не за поминание имени Господа. За — небрежность, сентиментальность и неопределённость понятий. «Доброта» — что это? Кто бы взялся проверить у Даля, есть ли у него то значение, что вкладывает в него Ю.Ю.? «Стали жить-поживать да добра наживать» или «он(-а) раздобрел(-а)». Ладно, пусть Даль давно устарел. Но «наполнить добротой» это всё-таки чем? Вот на митингах белых ленточек — это добротой? А несогласные с «несогласными» — они чем? И начинается эта мазня из благих намерений, неопределённостей и относительностей… За которой даже не «человек мера всех вещей», а МОЁ — моего кумира, лидера моей партии и т.д. — мнение.
          Милость к падшим — понятно и однозначно, доброта — не понятно, расплывчато.

          Рок-культуру интересно рассмотреть с точки зрения народной, низовой культуры, хорошо бы на примерах вне-коммерческих, до-шоу-бизнесовых, а «мне нравится-мне не нравится» — разговор бесконечен и бессмыслен. Нет?
          1. Smile

            19 июня 2013, 22:43 #
            Да, полагаю, было бы интересно. Наверняка в и'нете есть статьи на данную тему, правда, теперь искать не возьмусь. Что же до "неумеренной демонстрации своих «радостей и болей», да ещё за деньги (чужие)", то сие можно отнести к любой области жизни. Имхо, демонстрация вообще сама по себе содержит элемент лжи, не зависимо от того за плату она или нет. Далее, я бы разграничила понятия. Надеюсь, что мы всё же говорим о «творчестве», а не сознательной «халтуре» ради определённой выгоды, и рассматриваем рок-культуру именно с позиции «выражения», то есть когда человек не может не говорить о том, что для него бесконечно важно. И далее имеет смысл рассматривать совпадение/несовпадение личного мироощущения с мироустройством творящего. При наличии точек соприкосновения возникает, как минимум, интерес, как максимум, принятие полноты выраженного. А далее, полагаю, уже идёт деталировка «нравится — не нравится».
            Предлагаю определение «доброты» по малому академическому словарю.
            доброта́
            -ы́, ж.
            Свойство по прил. добрый (в 1 знач.); отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
            В глазах, голосе, во всех чертах светилась старческая, умная и приветливая доброта — плод долгой жизни и практической мудрости. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
            [Я] нередко наблюдал необычное выражение в глазах влюбленных людей, чувствовал особенную доброту любящих. М. Горький, В людях.

            dic.academic.ru/dic.nsf/mas/12194/%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0
            И именно в этом контексте рассмотреть «наполнить добротой».
            1. Smile

              20 июня 2013, 02:07 #
              Только теперь заметила, что у Олега Степурко процитировано несколько по-другому: «Вперед, Христос, мы за Тобой. Откроем небо добротой!»
              Откроем, имхо, вернее. )
              1. Smile

                21 июня 2013, 18:49 #
                И ещё о доброте: kruglov-s-g.livejournal.com/1165797.html
                Символ доброты «Одуванчик».
                Символ Доброты «Одуванчик» уже имеет свою историю. Он установлен в восемнадцати странах мира.
                Я как-то задал себе вопрос: «Кто виноват в том, как мы живем? Государство, экономика, власть?» И неожиданно ответил: «Каждый человек живет настолько хорошо, насколько он добрый.» Я ведь родился в ГУЛАГЕ, в семье сосланных молдаван, и выжили те, кто был добрый и помогали друг другу. Мы провели маркетинговое исследование: в течение 1990-х годов в прессе, в газетах, в журналах, на телевидении слово «Доброта» практически не употреблялось. Оно исчезло из СМИ, так же как и из общения между людьми…
                Тогда мы решили вернуть в общество слово «Доброта».
                Я, Наталья Андрейченко, Юрий Куклачев провели в начале двухтысячных годов первый праздник День Доброты. Мы предлагали городу Москве провести День Доброты вместо какого-нибудь идеологического праздника. И даже написали письмо- предложение президенту В.В. Путину и патриарху, чтобы заменить один из идеологических праздников на День доброты. И, действительно, спустя короткое время было принято решение объявить 4 ноября — днем согласия или днем Добрых дел. Каждый год в Кремле праздник 4 ноября отмечается как день Добрых Дел. Когда мы первого мая вышли с лозунгами Дня Доброты, Наталья Андрейченко — «Мэри Поппинс» — раздавала детям конфеты, клоуны выступали и дарили всем прохожим цветы. Естественно, нас показали на
                всю страну, мы были единственные радостные на фоне всех митингующих.
                Как-то ко мне в гости зашел Михаил Задорнов и сказал, не могу ли я создать скульптурный образ — «Одуванчик». И я увидел, как должен выглядеть Символ Доброты. Открытые ладони, открытые глаза — понятный всем конфессиям знак Доброты. Ладошки образуют форму шара — пока мы добрые Земля будет. Так окончательно сформировался знак — Символ доброты «Одуванчик». Под «Одуванчиком» написано: «Человек только тогда Человек, когда он добрый. Доброта — решение всех проблем. Там где Доброта, там нет границ. Доброта и благодарность универсальный закон человечества. И нарушение закона доброты и благодарности, приводит ко всем конфликтам, как между людьми, так и между государствами. Это такой же универсальный закон как закон Ньютона о Всемирном тяготении.» Я сделал для себя вывод, что надо донести до всех эти простые ответы на все сложные вопросы. Я хотел бы, чтобы принцип доброты был заложен в основе всех межгосударственных отношений. И поэтому установил его во
                многих странах мира.
                Скульптор Григорий Потоцкий
            2. Андрей Куликов

              19 июня 2013, 14:21 #
              Да, меня сначала тоже дёрнуло — моего любимого писателя обвиняют в хамстве, да ещё ставят начинателем целой традиции хамства!
              Но потом я задумался… В прямом и буквальном смысле, хотя и с большими оговорками, есть сходство между ранним-средним творчеством Гоголя и поведением Хама. Который, если смотреть только по тексту Ветхого Завета (Sola Scriptura!) — просто увидел и рассказал о наготе пьяного отца.

              Да, в «Ревизоре», в первой части «Мёртвых душ» Гоголь тоже видит неприглядные поступки отцов города, отцов тогда-ещё-патриархального общества, и тоже рассказывает о них.

              Но — ведь видит и рассказывает с искренней любовью к своей стране и народу, к самим чиновникам и начальникам! С неподдельной болью от фальши и зла, которые видит. Он — человек чуткий, художник, он не может не видеть…
              И — ведь как рассказывает! Вот говорят о традиции смеяться, традиции русской сатиры, начатой Гоголем, но как мало людей её по-настоящему продолжили!
              Гоголь — из тех редких писателей и в целом людей, кто умеет смеяться, даже осмеивать, с любовью. Взять… да хоть любого, просто любого персонажа «Мёртвых душ», от Коробочки до Плюшкина! С какой заботой, с какой лаской даже выведена, выверена почти каждая буква, каждая черта характера! А о «Шинели», об Акакии Акакиевиче — достаточно только имя назвать!

              Но — надо признать… Импульс, данный Гоголем, расшевелил всякие течения в русской литературе и мысли. Многие из них смеялись уже не по-доброму, и любви к нерадивым отцам общества никакой не испытывали. Порой — и к самому обществу, народу и Родине не испытывали… И так, вольно и невольно, сознательно и бессознательно, стали развивать у нас традицию действительно хамства, уже в полном смысле. Деятели этих течений — считали Гоголя одним из своих вдохновителей и даже начинателей их дела.

              Виноват ли в этом Гоголь? Не уверен. Но, увы, эта традиция восходит к нему, черпает в его книгах мысли и энергию для своих целей — часто далеко не те мысли, что Гоголь хотел вложить.

              А как считал сам Гоголь? Как он среагировал на такой успех «Ревизора» и «Мёртвых душ»?

              У меня впечатление сложилось, что он ужаснулся тому, как его поняли, что из его трудов вывели… Он пытался бороться, спорить, возражать, разъяснять… Есть у него статья про «Ревизора», где он призывает к совершенно иной расстановке акцентов, к более глубокому прочтению. Не над чиновниками смеяться, а видеть в героях комедии свои собственные страсти и страстишки, свою собственную душу и её попытки заигрывать с совестью, откупаться от неё. Увы — не захотели, не поняли, забыли.

              Думаю, Гоголь очень остро и болезненно переживал свою ответственность за то, как «продвинутая» часть общества приняла его книги, какие мысли и тенденции, какой смех и какое отношение к авторитетам стала из них выводить…

              Поздний Гоголь, который многим непонятен, который «ушёл в религию», «сошёл с ума» — мне кажется, не просто результат духовных исканий Гоголя-человека. Это и реакция Гоголя-писателя на то, как превратно поняли его большие произведения.
              Гоголь-писатель — осознал меру своей ответственности, стал искать и признавать ошибки, которые позволили так неверно понимать его книги… И резко сменил весь свой подход, всю свою стратегию и тактику. Об этом новом подходе любят судить по «Переписке с друзьями», и говорят о нём довольно уничижительно… А вот уцелевшие главы второй части «Мёртвых душ», всю новую силу и вдохновение, которые успевают проблеснуть в них — часто забывают.

              Я не могу точно знать, что именно о. Павел Флоренский видел как хамство в книгах Гоголя, но я практически уверен, что ни крупинки этого он бы не смог найти во второй части «Мёртвых душ», если бы она дошла до нас.

              Может быть, будет слишком сильно так сказать, но Гоголь сам отказался от того пути, который мы привыкли считать его главным и собственным, по которому вслед за ним пошло столько мыслителей и литераторов.
              Вряд ли Гоголь увидел в своих книгах именно хамство или осуждал их за хамство — но свои ошибки и их последствия, всю их опасность — мне думается, он узнал лучше, чем любые его критики и обвинители.

              То есть, с утверждением, что у Гоголя есть хамство в настоящем смысле — я никак не могу согласиться. Но повод к будущему разгулу хамства — некоторые «продвинутые» мыслители того времени в его книгах сумели найти и развить. Думаю, это и мог иметь в виду отец Павел Флоренский.
              И Гоголь сам увидел, что происходит, и сам отказался от всего того, что могло дать малейший повод таким мыслителям.
              Тогда выходит, что оценка о. Павла Флоренского не так уж сильно отличается от оценки самого Гоголя. Гоголь — даже более строгий судья себе, потому что не словом обругал, а на деле отвратился от всего, что могло показаться хотя бы тенью хамства.
              1. Анна Герасимова

                19 июня 2013, 20:59 #
                Спасибо! Разговор заставил крепко задуматься. «не рассматривай его поступков через стакан со смесью из правды и лжи..»
                «просто увидел и рассказал о наготе..»
                И м.б. теперь я понимаю, почему мне все меньше нравится психология. В ней присутствует суд. А оценивая и судя, рассматриваем какую-то часть человека. а зачем? В этом нет человека.
                И мне почему-то кажется, что судя(обсуждая пусть даже мысленно), мы и свою душу дробим на кусочки.
                1. Анна Герасимова

                  19 июня 2013, 21:21 #
                  Хотела спросить про радость и боль. Может быть немного наивный вопрос.
                  А в своей, частной жизни, тоже не стоит выказывать?  о. Павел  пишет «и свою боль и свою радость, в наибольших их точках, скажу лишь Матери земле». все складывать  в сердце своем..? Вот есть характеры: интроверт, экстроверт, но ведь, наверное, и  есть что-то несвязанное с этим. не знаю как сформулировать правильно. уместность, нужность что-ли… бывает скрывать не нужно.
                  1. Ольга

                    21 июня 2013, 12:21 #
                    Анечка! Ведь о.Павел пишет о себе. Он ведь не дает нам таких рекомендаций! Можешь терпеть — терпи, перетерпишь и обнаружишь что — то новое в себе. Но помнится из детства такой королевский парикмахер, который нашел дупло и выкрикнул в него мучительное для него знание, что у короля — ослиные уши. И к психологии, по — моему, можно отнестись разумно. Некоторым людям она очень даже помогает. Как справочник или как таблетка. Мы ведь все очень разные: что-то знаем, а с чем-то не сталкивались.

                  Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.