Хо́диши, и слези́ши, веща́еши же, Спа́се мой, / челове́ческое показу́я Твое́ де́йство, / Боже́ственное же явля́я, воздвиза́еши Ла́заря.

Лазарева суббота



Размышления Ани Дружининой о Красоте и красоте

С любезного разрешения автора предлагаю небольшое эссе Ани Дружининой. Надеюсь, высказанные ею мысли найдут отклик у читателя.

пФ

 

 

 

 

 

Думала о теме Красоты, которую затронул К.Сутягин в одном из своих выступлений, которые довелось услышать. 

Меня волнует как отличить истинные проявления Красоты от красивости. Не уйти от простоты в лишние нагромождения. Не сбиться с курса. А для этого понять, что же за этим стоит. 

И вот я думала. Каменные стены в храме со старинными фресками-это красиво, но и где-то в пещере, где люди, не знающие иконописи, своими силами напишут иконы - тоже будет, наверное, красиво. Чашка, сделанная мастером где-то в селе, порой красива. А искусно выполненный орнамент на дорогой чашке может быть просто красивостью. 

А вдруг, ваза в храме уместна только потому что в нее ставят цветы? цветы на чашке или на абажуре могут быть неуместны. Вопрос уместности? Что за этим стоит. Вот и в первые века христиане совершали литургию в катакомбах.
Быть за красоту, говорил Сутягин. Согласна. Но красивая юбка, красивые занавески или обои, походка даже.. Что имеется ввиду? Говорят, ах какие красивые обои, а я смотрю, и мне чего не хватает. Может лучше бревенчатые стены? А может быть дело в том, что обои не могут быть красивыми, в том смысле. Икона может. Пение может. А обои - нет.
Может быть в этом мире красота только в церкви? В людях? Поэтому Паисий Святогорец и пишет, что нужно быть проще хозяюшкам с теми же чашками?
Может быть поэтому К.Сутягин считает 19-й век упадком в живописи? Куда мы идем?..
Может быть дело в участии? В участии сердца. У человека получается красиво тогда, когда в этом есть он, со всеми силами своей души. С недостатками, но живой. Честно. И тогда получается правда? А в светском и бытовом сложнее раскрыться. Нет собранности всех сил души. 

Но ведь не все христиане поют или пишут иконы. 

Но ведь все присутствуют на службе, общаются между собой, кто-то делает дела милосердия. И может быть здесь красота?
И ориентир - то самое участие человека в том, что он делает? Звенит или не звенит его произведение? Тоска по Богу?
А может тогда и в облике человека, его дома должно быть это? А еще участие друг к другу, как сшитое своими руками одеяло, вышитая юбка... Икона в храме, написанная сестрой...

А как же теперь жить, чтобы присутствовала красота в жизни? Столько понаписала, а дальше что? И вот, что подумалось: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Вот где Красота.  Правильно сказано, красота в человеке. Согласна. Она там, в душе. Красота - это Бог. Помните такой диалог, описанный у Паисия Святогорца: " у вас одеяло неровно лежит!" "а это разве мешает вам молиться?"
Только, когда пишу подобное, я чувствую себя ханжой или как это называется? Сама то я так не живу. И на душе неспокойно становится.


Автор: Администратор
Дата публикации: 24.07.2013

Отклики (482)

  1. Анна Герасимова

    24 июля 2013, 22:53 #
    Человек, пожелавший остаться анонимным, высказал вот такие мысли:
    Я думая что красота — это творческий процесс, которой зависит от обеих сторон. Она осуществляется тогда, когда есть человек, который способен ее воспринять, вложив частичку самого себя, свою собственную красоту. Красота — это что-то живое.
    Например, некрасивая, аляповатая картина или софринская икона. Человек смотрит и делает ее прекрасной в своем видении.
    Неужели красота, которую видит этот человек на самом деле не существует?
    1. Администратор

      25 июля 2013, 00:32 #
      Интересная параллель в отклике Ларисы Макаровой (см. страничку НАШ ПРЕСТОЛ).
      1. Ольга

        25 июля 2013, 09:32 #
        Подумалось мне, что красоту мы замечаем, когда откликается душа. И неважно, где она. Это может быть роскошное осеннее дерево, сияющее всей палитрой красно — желтых листьев. Это может быть и незнакомая музыка, от которой полились слезы. Это может быть и старая икона, все краски которой почти утрачены, но ты можешь помолиться сердечно. В словаре Даля написано, что красивость — свойство, принадлежность красивого. И приведены еще такие слова:«Соединение истины и добра рождает премудрость, во образе красоты»
        1. Андрей Куликов

          25 июля 2013, 17:25 #
          Как интересно… Да, очень есть о чём подумать!
          Мне образ намоленной, хотя бы и софринской, иконы, тоже кажется важным. Хотя и нерадостным.

          Думаю — да! красота возможна там, где есть диалог, где есть хотя бы двое. Где искренний отклик — там и начало диалога, общения. Красота — это, думаю, всегда дар кого-то (Кого-то с большой буквы в своём истоке) кому-то, и ответ на дар.

          Чем отличается светское и бытовое от церковного? Тоже вопрос серьёзный! И не такой простой…

          В Церкви нас не один, не два, а много. И икону пишет (или штампует на станке) один человек, видит её другой, а отклик его — молитва — направлен к третьему, святому на иконе… А через него — к Богу. Церковь, её жизнь, её традиция — задаёт этот вектор, помогает по нему двигаться, не зациклиться на себе и своих чувствах, или эстетических восторгах от произведения и автора.

          В этом смысле, «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» — это, может быть, самый смысл красоты и её места в Церкви?

          Но… всё ли и всегда ли Красота в Церкви? Всякая ли церковная красота ведёт к Богу? 19-й век можно видеть как упадок в живописи… А сколько в этот век было искажений в церковной ограде? И… иные ходили на Литургию только чтобы послушать, как красиво поют? И восторг от красоты пения мог быть живым и искренним… Но всё-таки далёким от стремления к Богу. Были, например, протодиаконы с такими голосами, что публика собиралась в храм слушать именно голос, красивый мощный голос… могла искренне им восторгаться… но мало чего ещё.

          И не только 19-й век, и не только его искажения… ещё Арий, кажется, был очень красноречив и внешне привлекателен, писал красивые стихи и песни — и народ их принимал и пел, и с ними его учение… Было своё представление о красоте, простоте и строгости у иконоборцев — и оно многих увлекало…
          Или наши старообрядцы — держатся за традицию, в которой проблёскивает удивительной силы красота, простота, собранность. Эта красота и была предназначена, чтобы звать и вести к Богу… Но история так повернулась, что для нас они — выпали из Церкви, а для них мы — еретики. А традиция и её красота — стали перегородкой, стеной между нами.

          В светской жизни, искусстве, даже быте? Мне кажется, возможно что-то похожее, даже восхождение к Богу… Но как исключение из общих правил, а не направляющий вектор, не протоптанная тропа.
          И если это восхождение происходит — оно бывает невидимым, не все вещи называются своими именами.
          Варлаам Шаламов — вроде бы считал себя человеком светским, даже неверующим, но стоит почитать его стихи… И осознать, где, в каких условиях, что пережив, он их писал.
          Я, может, смело скажу, но сквозь его звёздное небо, краски колымской природы, уставших людей Бог дышит не менее сильно и ощутимо, чем от икон. Только подписи нет, как на иконах бывает.

          Может быть, важно задать о любой красоте такой вопрос: собирает она или разделяет? И если на это будет ответ — то он что-то существенное скажет.

          Мне думается, красота в Церкви — как правило, собирает и объединяет людей. Меня, брата и сестру рядом со мной, иконописца (и иконоштампователя!) — и святого на иконе, и тех святых и не святых, кто составил молитвы для богослужения… Объединяет о Боге — и тогда это Красота в полном и самом сильном смысле.
          Но бывают и исключения — вражда, ереси, расколы, искажения могут и красоту обратить себе на службу… по крайней мере, на какое-то время.

          А красота в мiре — как правило, разделяет. Красивой картиной, машиной, вазой хочется обладать, иметь её только для себя. Но и музыка, и поэзия, и проза становятся «не для всех», и множатся течения, субкультуры, «свои» и «чужие», «высокие» и «низкие», «рэперы», «эмо», «металлисты», «авангардисты», «традиционалисты». Правда, это-то и делает такую красоту недолговечной — слишком трудно что-то созидать на века в атмосфере разделения.
          Но — есть исключения и здесь, и немало… Они-то в итоге и составляют стержень культуры, великих писателей, поэтов, музыкантов, художников разных стран и эпох. Или просто малых и не таких известных — но которых не забывают.

          Можно попробовать представить, что в Церкви, как в живом организме, идёт рост, развитие в полноту Красоты. И — работает иммунная система, которая избавляется от чуждого и болезненного, попадающего в организм извне (но — попадает, но — иногда без болезни не избавиться)…
          А в мiре, в его традиции красоты — происходит отбор, но только не дарвиновский «побеждает сильнейший», а какой-то другой. Отбор того, что остаётся в веках, что не чуждо Вечности.

          Хочется верить и надеяться, что эти два движения, процесса — встречные. Эта встреча и происходит в отдельных произведениях, в отдельных людях. Их не так мало — кто пришёл к Богу и в Церковь через музыку, через хорошие книги, через путешествия по миру с его городами, домами, бытом разных народов и стран…

          Хотя, всё, конечно, на деле сложнее и не так схематично. Вот мы сколько месяцев говорили о мифе. Миф — тоже имеет своё представление о красоте, и тоже способен объединять — но он существует далеко не только в Церкви. Правда, по Лосеву, единственный истинный миф — это миф христианский.
          (Кстати, мне очень интересным и неслучайным кажется, что одноверменно с Лосевым практически о том же самом говорили английские писатели и учёные Джон Рональд Толкин и Клайв Льюис. В то же самое десятилетие, и ничего о Лосеве не зная! Оба любили и глубоко изучали мифологию… любовь к ней и помогла неверующему Льюису стать христианином — когда его убедили верующие друзья, что есть миф истинный — миф о Христе.)

          А бытовой уровень… горшки, цветы, чашки, обои… а ведь за ними, даже у самых светских, нецерковных, неверующих людей может стоять что-то намного большее! Например, любовь в семье, она-то и диктует быту, обстановке, создаёт не только уют, но и красоту.

          Есть у меня такое подозрение, что Красоте — и большой букве в ней особенно — не прикажешь! Захочет она — и появится в самом неожиданном месте, среди самых неожиданных для нас людей. Правда, там, где она есть — быт перестаёт быть просто бытом, а «светскость» начинает удивительным образом напоминать духовность.

          Другое дело, что мы не знаем, где, когда и как в мiре Красота в следующий раз захочет проявиться… А в Церкви — хотя бы немного знаем или ощущаем.
          1. Анастасия

            25 июля 2013, 22:01 #
            В диалоге:
            важность намоленной Софринской иконы лежит совсем в другой плоскости, нежели красота.
            Она зачастую просто знак, а не образ, и ее могло бы заменить все звездное или не звездное небо.
            Красота же имеет внутри песнь Богу, нет песни, нет красоты.
            Тут важно всматриваться. Не лениться.
            Ситуацию, при которой ты что-то видишь и тут же включается внутри сирена: пи-пи-пи — быстро решай!!!
            надо от себя гнать тем, кто тренируется в понимании, что красиво, а что нет. Тут тоже нужна тренировка.
            … Привезла икону Веры, Надежды, Любви и матери их Софии из Болгарии, из Софийского собора,
            которая теперь лежит рядом с иконой Анны Кашинской, дала ее посмотреть Константину Сутягину,
            он смотрел долго-долго… потом отдает и говорит: «красиво»!
            О как!.. художник, а долго всматривался. И понятно почему — уж очень она не похожа на все остальные иконы.
            А почему не похожа… да потому, что писана была кем-то не таким как все, что-то в человеке было особенное.
            Есть в ней и грубоватость, и размашистость граничащая с небрежностью,
            но по всему вместе видно, что вера человека писавшего ее проста и бесхитростна как вера ребенка,
            вот и получилась красота, хоть и написана быстро, и даже скорее всего с высокой скоростью.
            Что же, значит одному красоту надо творить в этом режиме, другому в другом.
            Еще пример: китайская или японская живопись. Мастер махнет кистью, вжик — две секунды и Красота!!!
            а другой вжик-вжик, вжик-вжик… а на листе только мука и тоска смертная…
            Но это уже про процесс созданияи красоты…
            И все-таки что бы определить красиво что-то или нет,
            надо учиться. Смотреть бесспорные источник и впитывать.
            Тогда они станут стержнем и мерилом,
            от которого потом можно будет отходить,
            но ядром красоты все же является служение Богу.
            Нет служения, не будет и красоты.

            Про одежду же скажу вот что: она важна, если твоя задача быть красивой,
            и вот почему — она код, песня красоте, которая или откуда-то (от предков, от народов)
            или от безликих монстров от высоких технологий., в одежды которых погружен весь мир (я не исключение)
            И там труд, там время, там чаяния, молитвы, там надежда и вера в красоту.
            И как радостно было видеть девчонок в Србии, которым родители купили сербские вышитые кофточки,
            фартучки, юбочки! Они прыгали чуть не до небес, когда во все это оделись, вот красота!!!
            Пусть не совсем своя, србская, но все ж родная по принципу — сердце+руки!
            plus.google.com/photos/108717734840192570919/albums/5899854619861973169/5899858350360229682?authkey=CMG64e_z-5H1KA&pid=5899858350360229682&oid=108717734840192570919
            www.facebook.com/photo.php?fbid=407630529347115&set=a.407630296013805.1073741903.387776471332521&type=1&theater
            1. Smile

              26 июля 2013, 20:13 #
              … Привезла икону Веры, Надежды, Любви и матери их Софии из Болгарии, из Софийского собора,
              которая теперь лежит рядом с иконой Анны Кашинской,

              А я всё гадала, откуда она. Да, мимо не пройдёшь, останавливает.Чистоты необыкновенной.
            2. Макарова Лариса

              26 июля 2013, 13:15 #
              Часть 1. Красота…
              М. б., красота — встреча с Богом. Однажды в Саровских лесах довелось попасть к матушке Раисе. Она одиноко жила и молилась в маленьком домике, на пригорке, окруженном вековыми елями (ранее в землянке, которую сама вырыла). Вокруг было очень чисто и красиво, ощущение присутствия… жизни («здесь русский дух, здесь Русью пахнет»): кормушки для лесных обитателей наполнены свежим зерном. Мы стояли возле запертой двери и кричали на разные голоса: «Мать Раиса». Молчание. Сообразили. Помолились. Неожиданный стук изнутри заставил испуганно отпрянуть от избушки. Вышла старушка, она была так слаба, что передвигалась с трудом. Спасая нас от таежных комаров, подожгла пластинки фумитокса вокруг еловой шишки: задымился уютный костер. Обвела всех присутствующих лучистым взглядом, радостно улыбаясь. Красивее лица мне не доводилось видеть: старенькая, веселая, сияющая. Вокруг было так красиво; сама красива, в новом белом платочке, единственный зуб украшал добрую улыбку; речь красива, пересыпана шутками и притчами.

              Земное Отечество должно быть как отражение Небесного. Вот уж кто по образу и подобию Божьему — так это матушка Раиса… впрочем, мы тоже…

              М.б., красота — отсутствие греха, когда отсекаешь грех Заповедями (красота «и злодейство — две вещи несовместные»). Вспомнился прочитанный где-то эпизод, как мимо монахов прошествовала откровенная дама в перьях, воланах кружевах. Все осуждающе заволновались, а один батюшка залюбовался:«Какую же красоту Господь создал!»

              М.б., красота — отсутствие фальши. Понаблюдайте за человеком, занятым любимым делом. И сам он красив, и создает красоту. В моем классе есть ученик, не способный к какому-либо притворству: интересно — слушает «открыв рот», если не согласен — горячо спорит, но чаще всего достает книгу и читает. Он очень красив в это время… Четыре года я бушевала (парадокс — учитель литературы воюет против книги), обессилила: теперь сижу и любуюсь, поглядывая на него: пусть хоть кто-нибудь читает, когда-нибудь… даже на уроках.

              М.б, красота — умение прощать «Христос у мужика на ёлке» (Н.С.Лесков )
              Часть 2… и красота. (продолжение следует).

              1. Макарова Лариса

                26 июля 2013, 18:26 #
                Часть 2… и красота.
                Может быть, красота — в прощении, покаянии и покорности Богу?(«Христос в гостях у мужика» (Н.С.Лесков )

                «… Тимофей читал Евангелие, как Христос пришел в гости к фарисею… и стало ему… так жаль Господа, что он… воскликнул: «Господи! Если б ты ко мне пришел — я бы тебе и себя самого отдал».
                  А ему вдруг в ответ откуда-то, как в ветерке в розовом, дохнуло:
                   — Приду!»
                Долго ждал Тимофей Христа. Накануне Рождества смирился со своим недостоинством.
                 «Он стал перед иконою и вслух зачитал: «Отче наш, иже еси на небеси», а потом: «Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите*, Христос на земли...»   
                   (* Срящите — встречайте.)   
                   И только он это слово вымолвил, как внезапно что-то так страшно ударило со двора в стену, что даже все зашаталось, а потом сразу же прошумел шум по широким сеням, и вдруг двери в горницу сами вскрылися настежь.
                   Все люди, сколько тут было, в неописанном страхе шарахнулись в один угол, а многие упали, и только кои всех смелее на двери смотрели. А в двери на пороге стоял старый-престарый старик (дядя смертно обидел Тимофея и тот всю жизнь томился обидой, гневом, унынием, желанием отомстить) весь в худом рубище, дрожит и, чтобы не упасть, обеими руками за притолки держится; а из-за него из сеней, где темно было, — неописанный розовый свет светит, и через плечо старика вперед в хоромину выходит белая, как из снега, рука, и в ней длинная глиняная плошка с огнем — такая, как на беседе Никодима пишет­ся… Ветер с вьюгой с надворья рвет, а огня не колышет… И светит этот огонь старику в лицо и на руку, а на руке в глаза бросается заросший старый шрам, весь побелел от стужи.
                   Тимофей как увидал это, вскричал:
                   — Господи! Вижду и приму его во имя твое, а ты сам не входи ко мне: я человек злой и грешный. — Да с этим и поклонился лицом до земли. А с ним и я упал на землю от радости, что его настоящей христианской покорностью тронуло; и воскликнул всем вслух:
                   — Вонмем*: Христос среди нас!   
                   (* Вонмем — слушайте (буквально: восслушаем).)   
                   А все отвечали:
                   — Аминь, — то есть истинно".   

                 Может быть, красота — это любовь? Как прекрасен влюбленный Онегин!

                XXXVIII
                Он так привык теряться в этом,
                Что чуть с ума не своротил
                Или не сделался поэтом.
                Признаться: то-то б одолжил!
                А точно: силой магнетизма
                Стихов российских механизма
                Едва в то время не постиг
                Мой бестолковый ученик.
                Как походил он на поэта,
                Когда в углу сидел один,
                И перед ним пылал камин,
                И он мурлыкал: Benedetta
                Иль Idol mio и ронял
                В огонь то туфлю, то журнал.

                1.Благословенна(итал.).
                2.Мой кумир (итал.).

                В начале романа «как Чайльд-Гарольд, угрюмый, томный» примерял на себя различные маски ревности и равнодушия, нежности и небрежности… (гл.1ст.10), а в конце
                XLVIII
                Она ушла. Стоит Евгений,
                Как будто громом поражен.
                В какую бурю ощущений
                Теперь он сердцем погружен!

                Еще одна Встреча с…
                ___________________________

                «В начале Было Слово...» Бог-Творец. И нам дан дар творчества. Но человек тленен и создание его тленно.
                Как труп в пустыне я лежал,
                И Бога глас ко мне воззвал:
                Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
                Исполнись волею моей,
                И, обходя моря и земли,
                Глаголом жги сердца людей.(А.С.Пушкин «Пророк»)

                Оно(создание)должно быть одухотворено, оживлено, благословлено Духом Божьим, Святым Духом.

                Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

                Может быть, красота — это со-творчество человека и Бога?
                Но мне больше нравится: Красота — это Любовь.

                Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.