Хо́диши, и слези́ши, веща́еши же, Спа́се мой, / челове́ческое показу́я Твое́ де́йство, / Боже́ственное же явля́я, воздвиза́еши Ла́заря.
Лазарева суббота
...задан был вопрос к этим фотографиям, вот он, и контекст вокруг него:
...и за цветущие каштаны в сентябре. А кстати, кто знает — что потом будет?
Они выживут? Такое там всегда? Спасибо за прекрасную архитектуру, за православный Храм
И я, не задумавшись, о чём именно вопрос, взялся отвечать - о будущем, судьбе, выживании Православия на Западной Украине. Потом уже стал сомневаться - а не о каштанах ли был вопрос?
О каштанах ответить проще - холода в тот год наступили поздно, каштаны, скорее всего, успели и зацвести, и отцвести, но вот созреть и дать второй урожай в году - вряд ли... И цветение каштанов осенью - происходит далеко не всегда. Мне на цветущие каштаны указала проходящая женщина - скорее всего, львовянка. Она сама смотрела на них с удивлением и восхищением. Мы вместе смотрели и радовались. Может быть, это был самый полный момент общения с кем-либо за всю мою поездку.
С тех пор - был ещё один год с тёплой осенью, так что уже по всей Украине в сентябре стали цвести каштаны. Но это я уже видел только в новостях.
А вот мой первоначальный ответ:
Львовом, вообще Западной Украиной и её судьбой — я уже несколько лет интересуюсь с довольно большим участием… Такое как сейчас — там было не всегда, и, надеюсь, не всегда и будет.
Другое дело, что там всегда было сложно, уж очень это место непростое в культурном-политическом-географическом-этническом смысле… Да и в религиозном. И судьба этой земли и людей — одна из самых сложных и трагических из всех осколков первоначальной Руси, мне кажется.
Православные во Львове — точно выживут. Времена сейчас непростые, но вряд ли столь же страшные, как столетия после Брестской Унии. Но, всё равно, — им очень непросто приходится, и ещё долго будет непросто.
Если присмотреться — на стенах Русского Центра следы краски, грязи, неприличных надписей. Сам храм и его территория — островок уюта и мира, а вокруг него — все улицы раскопаны и ремонтируются… Не знаю, специально ли городские власти это устроили и надолго ли — но такого тотального ремонта улиц, чтобы не подъехать нигде, и с трудом пройти — нигде больше во Львове не видел.
А как было раньше — тоже, мне кажется, без боли и сожаления читать сложно. В советское время — на Западной Украине всеобщего закрытия храмов не было, многие оставались действующими. Но всех униатов в 1946 году власти насильно загнали в Православную Церковь. Кто-то искренне воссоединился с Русским Православием, но в большинстве — люди очень остро чувствовали, что гонят их из-под палки, под страхом репрессий и лагерей (многие греко-католики и были расстреляны или отправлены в заключение за то, что не отказались от своей веры).
И — увы — многие на Западной Украине затаили злобу не только на советскую власть, но и на Православие, но и на Россию и русских.
Советская власть в итоге рухнула и исчезла, а Православной Церкви — пришлось начиная с конца 1980-х нести удар за ударом злобы, ненависти, презрения. Храмы у православных отбирали один за другим, кого-то принуждали если не в унию уходить, то в раскол. Кто-то и сам ушёл, в хаосе и неразберихе тех лет… Но — православные остались и выстояли.
А теперешняя ситуация — тяжёлая и сложная, но… Не знаю. Я, конечно, очень мало понимаю, и ездил один раз, и видел не так уж и много… Но общее впечатление у меня такое: то, как есть сейчас — не без промысла Божия. Будем молиться и надеяться, и Он всех управит и к миру приведёт.
Ехал я туда с большой мнительностью, почти враждебным вниманием к униатам, к их делам и замыслам… Но — в итоге увидел просто людей. Увидел много храмов, куда ходят человеки со своими бедами, радостями, исканиями, вопросами. Увидел, кстати, немало хорошей православной литературы в униатских церковных лавочках. И, думаю — пусть! Пусть трудятся, ищут, двигаются вперёд. Когда человек по-настоящему в храм приходит — обычно его политические и национальные вопросы интересуют не так уж и сильно. А ответы на главные вопросы, или вектор поиска их — надеюсь, и у них, и у нас остаётся общим. И тогда это — надежда на будущее примирение и понимание.
Позже, в Закарпатье, был момент, который для меня был чем-то вроде внутреннего успокоения, разрешения сомнений… Уже в последний день, незадолго до автобуса в Киев, шёл я вдоль шоссе. Впереди меня машина высадила священника и поехала дальше. И он пошёл навстречу мне по лужам — такой обычный, очень на наших похожий, батюшка. Молодой, худой, лицо и глаза усталые, ряса старая, обувь тяжёлая и грязная. Одно отличие, но оно-то, похоже, и определяет там «наших-не-наших» — воротничок католического типа. Я ему ни слова не сказал, да и не глазел особо, а он просто шёл домой или в храм — наверное, отдохнуть. Было видно — человек трудится, несёт груз, и немалый… Явно — не политикой, не лозунгами, не идеологией этот батюшка занимается, будь он хоть какой католик. А такая усталость, натруженность — она большое уважение вызывает. И, может быть, отчасти, — понимание.
Даст Бог, таким вот нелёгким трудом, каким и священники, и простые верующие трудятся на Украине — и униатские, и раскольничьи, и, конечно, наши, православные — этот труд и позволит снова сблизиться, найти мир и общение.
Видел я на автовокзале в Хусте и православного священника — тоже уставшего и натруженного, тоже в сильно поношенной одежде… Мне такое ещё отличие бросилось в глаза — он весь радостный был, живой, общительный. Почти со всеми на вокзале здоровался, парой добрых слов обменивался, улыбался широко.
Но по большому счёту — мне не повезло. Ни богослужения, ни священников, ни церковной жизни я почти не видел на Западной Украине, потому что ездил в будни. В будни — у них почти все храмы закрыты. Особенно чуть дальше в провинции. Там случайных «захожан» нет практически, там все свой храм знают и каждое воскресенье и по праздникам в нём собираются. Поэтому, видимо, и нет смысла держать храм открытым в будние дни, непонятно для кого. Все свои и так в недiлю всегда вместе молятся.
Поэтому — всё это, конечно, догадки, проблески, какие-то детали, и, может, совсем не самые важные и существенные.
Но, всё-таки — из этой поездки я вынес много надежды и успокоения, как бы ни сложна была их церковная и конфессиональная ситуация.
Как минимум — понял, что куда лучше молиться за них за всех, а не злобствовать-враждовать-подозревать кого-то…
Из-за количества и размера фотографий решено оставить их в старом формате. Выйти в нужную точку фотогалереи можно с помощью содержания.
Содержание:
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
Ольга
12 мая 2013, 15:22 #Анастасия
27 мая 2013, 10:45 #Спасибо! И за присевшую статую свободы, и за котят-львов,
и за цветущие каштаны в сентябре. А кстати, кто знает — что потом будет?
Они выживут? Такое там всегда? Спасибо за прекрасную архитектуру, за православный Храм
(спасибо тем, кто сделал так, что выглядит он свежо и празднично)
такое ощущение, что впервые увидела как выглядит город Львов.
Андрей Куликов
27 мая 2013, 12:01 #Другое дело, что там всегда было сложно, уж очень это место непростое в культурном-политическом-географическом-этническом смысле… Да и в религиозном. И судьба этой земли и людей — одна из самых сложных и трагических из всех осколков первоначальной Руси, мне кажется.
Православные во Львове — точно выживут. Времена сейчас непростые, но вряд ли столь страшные как столетия после Брестской Унии. Но всё равно — им очень непросто приходится, и ещё долго будет непросто.
Если присмотреться — на стенах Русского Центра следы краски, грязи, неприличных надписей. Сам храм и его территория — островок уюта и мира, а вокруг него — все улицы раскопаны и ремонтируются… Не знаю, специально ли городские власти это устроили и надолго ли — но такого тотального ремонта улиц, чтобы не подъехать нигде, и с трудом пройти — нигде больше во Львове не видел.
А как было раньше — тоже, мне кажется, без боли и сожаления читать сложно. В советское время — на Западной Украине всеобщего закрытия храмов не было, многие оставались действующими. Но всех униатов в 1946 году власти насильно загнали в Православную Церковь. Кто-то искренне воссоединился с Русским Православием, но в большинстве — люди очень остро чувствовали, что гонят их из-под палки, под страхом репрессий и лагерей (многие греко-католики и были расстреляны или отправлены в заключение). И — увы — затаили злобу не только на советскую власть, но и на Православие, но и на Россию и русских.
Советская власть в итоге рухнула и исчезла, а Православной Церкви — пришлось начиная с конца 1980-х нести удар за ударом злобы, ненависти, презрения. Храмы у православных отбирали один за другим, кого-то принуждали если не в унию уходить, то в раскол. Кто-то и сам ушёл, в хаосе и неразберихе тех лет… Но — православные остались и выстояли.
А теперешняя ситуация — тяжёлая и сложная, но… Не знаю. Я, конечно, очень мало понимаю, и ездил один раз, и видел не так уж и много… Но общее впечатление у меня такое: то, как есть сейчас — не без промысла Божия. Будем молиться и надеяться, и Он всех управит и к миру приведёт.
Ехал я туда с такой мнительностью, почти враждебным вниманием к униатам и их делам и замыслам… Но — в итоге увидел просто людей. Увидел много храмов, куда ходят человеки со своими бедами, радостями, исканиями, вопросами. Увидел, кстати, немало хорошей православной литературы в униатских церковных лавочках. И, думаю — пусть! Пусть трудятся, ищут, двигаются вперёд. Когда человек по-настоящему в храм приходит — обычно его политические и национальные вопросы интересуют не так уж и сильно. А ответы на главные вопросы, или вектор поиска их — надеюсь, и у них, и у нас остаётся общим. И тут — надежда на будущее примирение и понимание.
Позже, в Закарпатье, был момент, который для меня был чем-то вроде внутреннего успокоения, разрешения сомнений… Уже в последний день, незадолго до автобуса в Киев, шёл я вдоль шоссе. Впереди меня машина высадила священника и поехала дальше. И он пошёл навстречу мне по лужам — такой обычный, очень на наших похожий, батюшка. Молодой, худой, лицо и глаза усталые, ряса старая, обувь тяжёлая и грязная. Одно отличие, но оно-то, похоже, и определяет там «наших-не-наших» — воротничок католического типа. Я ему ни слова не сказал, да и не глазел особо, а он просто шёл домой или в храм — наверное, отдохнуть. Было видно — человек трудится, несёт груз, и немалый… Явно — не политикой, не лозунгами, не идеологией этот батюшка занимается, будь он хоть какой католик. А такая усталость, натруженность — она большое уважение вызывает. И, может быть, отчасти, — понимание.
Даст Бог, таким вот нелёгким трудом, каким и священники, и простые верующие трудятся на Украине — и униатские, и раскольничьи, и, конечно, наши, православные — этот труд и позволит снова сблизиться, найти мир и общение.
Видел я на автовокзале в Хусте и православного священника — тоже уставшего и натруженного, тоже в сильно поношенной одежде… Мне такое ещё отличие бросилось в глаза — он весь радостный был, живой, общительный. Почти со всеми на вокзале здоровался, парой добрых слов обменивался, улыбался широко.
Но по большому счёту — мне не повезло. Ни богослужения, ни священников, ни церковной жизни я почти не видел на Западной Украине, потому что ездил в будни. В будни — у них почти все храмы закрыты. Особенно чуть дальше в провинции. Там случайных «захожан» нет практически, там все свой храм знают и каждое воскресенье и по праздникам в нём собираются. Поэтому, видимо, и нет смысла держать храм открытым в будние дни, непонятно для кого. Все свои и так в недiлю всегда собираются.
Поэтому — всё это, конечно, догадки, проблески, какие-то детали, и, может, совсем не самые важные и существенные.
Но, всё-таки — из этой поездки я вынес много надежды и успокоения, как бы ни сложна была их церковная и конфессиональная ситуация.
Как минимум — понял, что куда лучше молиться за них за всех, а не злобствовать-враждовать-подозревать кого-то…
Администратор
28 мая 2013, 11:02 #Анастасия
30 мая 2013, 23:49 #но, хорошо что ответ пошел по разным направлениям.