Щито́м Правосла́вия охраня́еши лю́ди своя́/ от па́губных е́ресей, блаже́нне Васи́лие,/ огражда́я их от злово́ния благоуха́нием Богоно́сных моще́й твои́х,/ до́брый па́стырю Васи́лие.

Свт.Василий Острожский



Размывание терминов,непонимание смысла,толстовство

Извечный вопрос, на который не нашёл чёткого ответа. Как следует понимать слова "ударившему тебя по правой щеке подставь левую"? Как разделять эту заповедь в рамках даже не себя, а семьи или государства? / Христос молча переносил все пытки и издевательства, а пример Веры, Надежды и Любови мы тоже помним. Да и Серафим Саровский молча дал себя искалечить разбойникам. Но во втором случае просили отречься от веры, а если в обычной бытовой жизни пьяный урод пристаёт к кому-то из моей семьи, например? Я не привожу даже в пример просто случайных прохожих на улице... Где граница между непротивлением злу насилием и скотским молчанием и малодушием? Насколько я читал, за рукоприкладство раньше даже отлучали от причастия. В итоге при таком раскладе каждый христианин разгребает свои проблемы молча, или есть более чёткое руководство к действию? Только что прочитал, что Златоуст и Феофилакт подразумевают под ударившим не человека,а врага рода человеческого. Но как тогда, опять же, защита близких или не обязательно близких, с применением силы может приводить к отлучению от Причастия? Далее-молитвы за врагов. Христос в своей молитве в Гефсиманском саду чётко обозначил, за кого он молится. И как тогда это граничит с "молитесь о врагах ваших"? И фраза "буди тебе яко язычник и мытарь", сказанная на постсоветском пространстве, могла быть отнесена к любому родственнику или другу, или к большинству из них.
Автор: Александр Ретин
Дата публикации: 14.10.2015

Отклики (370)

  1. прот.Феликс Стацевич

    15 октября 2015, 00:47 #
    Хорошие вопросы. Все злободневны. Вот только как на них ответить? Ведь нужно очень много времени. Нет такого справочника, где бы можно было прописать все варианты. А число вариантов может быть велико.

    Человек — «динамичное» существо, кроме функций есть ещё мотивы, нередко не совпадающие не только с тем, что «в голос кричишь», но даже с тем, что думаешь про себя. Сложен человек. «Что не хочу, то делаю» — сказал апостол.

    Принять решение возвысить голос на кого-то, тем более поднять руку, иной раз непросто. Поди разберись, что тобою руководит — праведный гнев, долг или прелесть (прельщение — самообман)? А решение надо принимать иной раз тотчас же.
    Человек рефлексирующий рискует промедлить.
    Другой — реактивный человек — напротив, сначала реагирует, потом выясняется, что среагировал поспешно, чрезмерно, неадекватно.
    Задача: найти равновесие между рефлексией и реакцией. Рассудительность великое умение. И очень редкое.

    Примерам мучеников или прп.Серафима хорошо бы научится следовать. А вот если обижают тех, за кого ты в ответе, надо становиться на защиту. Их защиту. А потом, когда они в безопасности, можно поставить и другую щёку. Свою.

    Отлучение от причастия за рукоприкладство — это дисциплинарная мера, она должна напомнить, что мало кому из человеков посильно поднять руку на другого и остаться бесстрастным. Не факт поднятия руки есть повод к прощению, но страсть, руководящая рукою или хотя бы только примешивающаяся. Жаль, Вы, Саша не ходили на наши летние семинары по Таинству Покаяния. Они в целом не удались, но кое-какие полезные сведения там можно было почерпнуть. В частности, правила Соборов IV-го века, исследующие мотивы тех, кому пришлось вкусить идоложертвенное. Поступок один, а мотивы различны. И прещения различны. И различны именно из-за различия мотивов и руководящих поступками страстей.

    Про «язычник — мытарь». Если мне удалось правильно уловить суть вопроса.
    Эти слова нужно «транспонировать». В том обществе язычнику не только «не подавали руки», но вместе не ели, не ходили в одну общественную баню, не имели с ним никаких дел. Потому «будет тебе как язычник» значит практически полный разрыв отношений. Теперь спроецируйте принцип на текущий момент и конкретную ситуацию. К тому же — помните? — это ведь последняя третья стадия увещаний брата, до этого же предписано делать попытки с ним договориться.

    Саша, приходите на семинары по Новом Завету. Пятницы 17.45.

    Дорогие возможные собеседники! Давайте-ка отвечать своими словами. Интересно послушать именно вас, узнать ваш опыт, а цитаты, думается, Саша и сам мог бы отыскать. Поменьше цитат, побольше от своего опыта.
    1. Михаил

      18 октября 2015, 14:21 #
      Для меня вопрос тоже злободгевный. Но боюсь, в ситуации, когда вашим близким будет грозить реальгая лпасность — будет не до рассуждений. Я вот учусь все делать с молитвой «Господи, Помилуй», потому что, чтобы я не делал — я все делаю неправильно. Я все время грешу. И прежде всего я грешу ища абсолютно правильное решение (ответ). Должен ли я подставлять щеку? Должен ли я в Храме делать замечание расшалившемуся ребенку? Имею ли я право говорить с небезразличным (любым) человеком о Боге, или это будет многословие и поминание Господа всуе? Я стал догадываться (чввствовать) в последнеее время, что правильный ответ при очень благоприятных обстоятельствах (когда Святой Дух снисходит до меня недостойного), может дать мое сердце, но тут же мой разум усомнится и туча помыслов похитит уверенность, что это правильно.

      А если конкретно ответить на ваш вопрос, то я считаю, что я обязан защитить Богом данную мне жену, от хулиганов. Более того, я и себя обязан защитить, потому что я ей также дан Богом. Другое дело — с каким чувством я это буду делать. Об этом о. Феликс все очень дельно написал.

      Миша Коган.
      1. Михаил

        04 января 2016, 22:11 #
        Буквально дословно ваш вопрос задается в книге «Мужской разговор» Священнику Максиму Первозванскому. Стр. 157.

        Не буду здесь цитировать, если заинтересует — прочтите. Меня очень радует издательство «Никея». Многие современные проблемы затрагивают и с душой пытаются их разбирать, предлагают мнения добрых пастырей.

        Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.